Развитие естествознания и культурные традиции

Естествознание развивалось в различных культурах и цивилизациях. Непреходящий вклад в познание природы внесли философы и ученые Китая, Индии, исламского мира. Именно благодаря арабским (или арабоязычным) мыслителям европейцы познакомились с достижениями античной мысли, которые в самой Европе были утрачены в период раннего Средневековья. Труды аль-Хорезми, ар-Рази, аль-Фараби, ибн-Рушда (Аверроэса) и многих других не только способствовали сохранению и распространению античного наследия (идей Аристотеля, Платона, Евклида и др.), но и обогатили науку многими новыми знаниями. Однако наибольшее значение для формирования современного естествознания в начале Нового времени имели все же достижения европейских ученых - Коперника, Кеплера, Галилея, Гарвея, Везалия, Декарта, Гюйгенса, Ньютона и др. Именно в Западной Европе XVI - XVII вв. произошла научная революция, в ходе которой были заложены основы классического естествознания.

Почему же наука не сыграла в исламском мире той роли, которую она сыграла в Западной Европе? Причин тому множество. Знание в мусульманском мире имело высокий статус. Коран и Предание сохранили слова пророка Мухаммеда о том, что «чернила ученого так же драгоценны, как и кровь мученика, павшего за веру». Однако не менее сильным было и противодействие занятиям наукой. Если науки, утверждали противники просвещения, говорят о том, что уже есть в Коране и Предании, то они излишни, а если они говорят о том, чего там нет, то они вредны. Разумеется, отдельный ученый мог иметь весьма высокий статус, но получал он его, как правило, за свои конкретные полезные достижения, скажем, в качестве астронома, врача или юриста. Кроме того, для исламского мира Средневековья характерно стремление к закрытости знания. Знание должно быть достоянием немногих. Отсюда, кстати, сильное противодействие распространению книгопечатания в исламских странах, продолжавшееся до начала XIX в.

Читать далее