Христианская культурная традиция

В эпоху научной революции в Западной Европе сложилась уникальная цивилизация, которую иногда называют техногенной. Действительно, в развитии этой цивилизации важную роль играл и играет прогресс в науке, технике и технологии. Этой цивилизации присуща определенная система ценностей. Например:

  • человек не пассивный созерцатель происходящего вокруг него, он активно изучает и преобразует мир;
  • природа - это множество объектов и явлений, подчиняющихся определенным законам, и задача человека - открыть эти законы, чтобы полнее использовать природу в своих целях;
  • объекты природного мира (вода, минералы, растения, животные и т.д.) служат материалами и ресурсами преобразующей деятельности человека;
  • особую ценность имеет новизна (новые теории, идеи, материалы, приборы и т.д.), ибо это ведет к прогрессу.

Данная система основных идей и ценностей является своего рода «генетическим кодом» техногенной цивилизации, во многом определяющим пути ее развития. Насколько эта система ценностей связана с христианской традицией?

Некоторые историки считают, что идеал техногенной цивилизации («Человек - царь природы») имеет свои истоки в христианском понимании места человека в мире. Сотворенный по образу и подобию Бога, человек занимает особое, центральное место, а природа предназначена для его пользы. В Библии сказано: «...не много Ты умалил его [т.е. человека] перед ангелами; славою и честию увенчал его; поставил владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8: 6-7). В итоге иерархия мира обрела в христианской культуре следующий вид: Бог над человеком, человек над природой.

Кроме того, многие христианские мыслители и естествоиспытатели, особенно в XVI-XVII вв., полагали возможным и даже необходимым познавать Творца мира путем познания Его Творения. Подобные толкования, принятые в западноевропейском христианстве (протестантизме и католичестве), могли способствовать появлению «генетического кода» техногенной цивилизации.

Именно к западнохристианской догматике восходят основные особенности психологии научной деятельности: непримиримость к противоречию, твердая вера в разрешимость любой проблемы с помощью разума и опыта, нетерпимость к плагиату, самоустранение из описания и объяснения природных явлений. Таким образом, свойственный западноевропейской культуре Нового времени идеал активного, деятельного отношения человека к природе и понимания природы как источника ресурсов для деятельности человека создал основу техногенной цивилизации. Этому способствовали традиции западноевропейского христианства.

Некоторые важнейшие события в истории науки начала Нового времени:

  • 1543 г. - выход книги Н. Коперника с изложением его гелиоцентрической теории;
  • 1609 г. - И. Кеплер опубликовал трактат «Новая астрономия», в котором изложил законы движения планет;
  • 1609-1610 гг. - астрономические открытия Г. Галилея с помощью телескопа;
  • 1628 г. - У. Гарвей изложил свое учение о кровообращении;
  • 1633 г. - процесс над Г.Галиллеем;
  • 1660 г. - создание Лондонского королевского общества;
  • 1666 г. - учреждение Парижской академии наук;
  • 1668 - начало микроскопических исследований А. ван Левенгука;
  • 1687 г. - выход «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона, где изложены основы классической механики.

Читать далее