Характеристика научной деятельности

Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности?

  1. Для науки получение знания о мире служит абсолютным приорите­том, главной целью, определяющей научную деятельность. Этого нельзя сказать о других видах человеческой деятельности, главные цели которых иные, даже если там используют научные достижения и проводят специальные научные исследования (в юриспруденции или в военном деле). Так, например, в искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отображение ее самой.
  2. Для научного познания характерно стремление к обоснованности и доказательности получаемого знания. Это важнейшая особенность науки. Однако сами критерии обоснованности и доказательности заметно изменяются со временем. Истина, по словам Ф. Бэкона, - дочь времени, а не авторитета. В естествознании доказательность знания связана прежде всего с экс­периментом. Если эксперимент воспроизводится при тех же условиях с получением того же результата, то результат является достоверным. Од­нако теоретическое объяснение результата эксперимента может быть не­однозначным и носить характер гипотезы. Нередко гипотеза требует до­полнительной экспериментальной проверки.
  3. Наука дает не сумму знаний о мире, а систематизированное знание. Иными словами, научное знание - это не груда отдельных фактов, наблюдений и закономерностей. Научное знание определенным образом организовано. Оно включает в себя такие фундаментальные положения (принципы), из которых можно вывести множество следствий. Научная теория в области своей применимости охватывает широкий круг явле­ний и объектов. Так, механика может описывать с единых позиций и перемещение планет, и работу часов, и многие виды движений жи­вотных.
  4. Научное знание имеет открытый характер, поскольку оно доступ­но для профессиональной, компетентной критики.
  5. Научное знание имеет тенденцию к устранению из него всякой субъективности, связанной со спецификой личности ученого, зрением, его предпочтениями и вкусами.
  6. Наука исходит из того, что все сущее в мире может быть понято из него самого, без обращения к каким-либо надприродным силам.
  7. Наука использует широкий арсенал методов и средств для познания мира (дедукцию и индукцию, анализ и синтез, абстрагирование и обоб­щение, идеализацию, аналогии, наблюдение, эксперимент, измерения и др.). Однако методы, используемые в разных науках, не одинаковы. Различна степень математизации разных наук.

Наука подобна живой природе. Жизнь не может существовать, не во­площаясь во множестве форм. Так же и наука. Многообразие ее методов и подходов обусловлено многообразием окружающего мира.

Научную деятельность отличают следующие особенности:

  • цель науки - получить знания о мире;
  • научные данные должны быть: объективны, обоснованны, доказуемы, систематизированы, открыты для обсуждения и воспроизводимы.

Читать далее