Традиции и новации в науке

Наука, в том числе и естествознание, относится к тем видам человеческой деятельности, которые нацелены на получение нового: фактов, наблюдений, взаимосвязей, закономерностей, теорий. О каких же традициях в науке может тогда идти речь? Ведь традиция - это нечто неизменное (обычай, норма поведения, способы действия, знания), что передается из поколения в поколение, по крайней мере в течение какого-то исторического периода.

Однако если внимательно присмотреться к работе ученого, то нетрудно заметить, что обычно он трудится в русле определенных научных традиций. Действительно, после создания Ньютоном в конце XVII в. основ классической механики ученые получили возможность изучать самые разнообразные явления - от движения живых организмов до движения планет. Менялись объекты исследования. Так, в одном случае требовалось рассчитать траекторию полета снаряда, а в другом - первую космическую скорость, но в основе всех этих расчетов и объяснений механических явлений лежала механика Ньютона, пусть даже ее основные уравнения стали со временем записываться в более общем виде и не так, как они даны в школьном учебнике.

Иными словами, можно сказать, что в науке сложилась определенная традиция: понимать и изучать широкий класс объектов и явлений на основе классической механики. Были даже попытки распространять механические объяснения на все природные, а в отдельных случаях - и на социальные явления. Но к концу XIX в. выяснилось, что далеко не все в окружающем нас мире можно объяснить, опираясь только на законы механики. Да и сама классическая механика применима лишь к случаям, когда скорость движения меньше скорости света. Не описывает она и явления микромира.

Научные знания, методы и приемы исследования, лежащие в основе традиции, часто называют парадигмой (от греч. paradeigma - пример, образец).

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания. Вот эти-то достижения и составляют основу традиции в науке. Определенный комплекс знаний (понятий, законов, приемов объяснения и др.) передается из поколения в поколение, хотя сами решаемые задачи могут быть разными и со временем изменяться.

В естествознании под парадигмами обычно понимают такие широки обобщения, как гелиоцентрическая система Коперника, механика Ньютона, квантовая механика, классическая теория химического строения, эволюционная теория Дарвина и т.д. Парадигма включает в себя:

  • совокупность понятий (например, парадигма классической механики включает понятия: скорость, ускорение, сила, инерция, масса, траектория, гравитация и т.д.);
  • законы, часто (но не всегда) выраженные в виде уравнений (например, законы Ньютона);
  • образцы постановки эксперимента и решения конкретных задач и проблем, с которыми сталкивается изучающий данную науку исследователь.

Более того, парадигма - это еще и философские позиции, принятые в данном научном сообществе и проявляющиеся при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом.

Традиция играет очень важную роль в науке, она является необходимым условием быстрого накопления знаний и их использования.

Читать далее