Атомы и пустота

Первый ответ на вопрос Парменида сводился к тому, что все сущее построено из двух начал:

  • начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного;
  • начала разрушения, изменчивости, невещественного и бесформенного.

Первое было названо атомом, второе - пустотой, т. е. ничем не наполненной протяженностью.

Такой путь решения проблемы Парменида был предложен Левкиппом (V в. до н. э.) и Демокритом (около 460-370 гг. до н. э.). Бытие, по их мнению, не едино, оно представляет собой бесконечное множество частиц, невидимых вследствие малости своих размеров, которые носятся в пустоте. Соединяясь, они приводят к возникновению вещей, а разъединяясь - к их гибели. Основа качественного многообразия мира - это многообразие геометрических форм и пространственных положений атомов, причем - и это очень важно - сами атомы лишены каких-либо качеств.

«Причинами всех вещей являются определенные различия в атомах... - писал Аристотель, пересказывая идеи Демокрита, - а различий этих три: форма («схема»), порядок (величина, «таксис») и положение («тезис»)».

Таким образом, на место качественной определенности атома атомисты поставили его количественную определенность. В этом заключалась колоссальная объяснительная сила атомистики.

Читать далее