Учение Аристотеля об элементах

Для Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) было важно, чтобы наука о природе прежде всего отразила качественные изменения в мире. Его не удовлетворяла атомистика Демокрита, так как физический объект, наделенный определенными качествами, не может, по Аристотелю, быть построен из бескачественных объектов атомов. Аристотель вообще был противником крайностей чисто умозрительных рассуждений. Ему были ближе взгляды «физиков» - Анаксагора и Эмпедокла. Но Аристотель не просто пересказал идеи своих предшественников. Он критически переработал их представления, создал свою оригинальную научную программу.

Рассматривая качественное многообразие мира, Аристотель исходил из того, что «тела характеризуются только противоположностями, соответствующими осязанию». Он выбрал две пары противоположных, элементарных (т. е. несводимых друг к другу) качеств:

  • теплое - холодное (активная пара);
  • сухое - влажное (пассивная пара).

На основе этих элементарных качеств (ЭК) Аристотель построил свой вариант учения об элементах. Простота Эмпедокловой четверки элементов, по мнению Аристотеля, лишь кажущаяся, ибо элементы составлены из ЭК:

  • огонь = сухость + тепло;
  • вода = влага + холод;
  • воздух = тепло + влага;
  • земля + холод + сухость.

Элемент Аристотеля - это сочетание двух ЭК, наложенных на первоматерию, которая впитывает в себя эти качества, как губка, но сама по себе лишена всякой качественной определенности. В идеальном элементе оба ЭК присутствуют симметрично (поровну), но в реальных элементах симметрия состава нарушена, в огне имеется избыток тепла, во льду - холода и т. п. Пропорции ЭК могут варьироваться широко и непрерывно, что способствует качественному многообразию мира.

Элементы, по Аристотелю, взаимопревращаемы, например:

сухость + тепло
воздух
+ влага тепло + влага
огонь
- сухость
- влага
+ сухость

Читать далее