Легкая атлетика

Легкую атлетику называют «королевой спорта». Объясняется это тем, что программа легкой атлетики на соревнованиях является самой обширной по количеству разыгрываемых медалей.

Название «легкая атлетика» — условное, основанное на чисто внешнем впечатлении легкости и доступности выполнения легкоатлетических упражнений.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания, так как ее виды используются в детских садиках и школах, средних и высших учебных заведениях.

Простота и разнообразие легкоатлетических упражнений, возможность заниматься на свежем воздухе, легкость дозировки нагрузки позволяют широко использовать упражнения при занятиях с людьми разного возраста и пола.

Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено технической подготовкой спортсменов. Под техникой понимается наиболее эффективный способ выполнения спортивного упражнения с целью достижения наилучшего результата. В процессе обучения технике легкоатлетических упражнений уровень ее изменяется от элементарной техники новичка до совершенной техники мастера спорта. Этот процесс можно условно разделить на первоначальное обучение и совершенствование:

  • На начальном этапе обучения решаются задачи овладения основами спортивной техники. У занимающихся формируются общее представление о технике изучаемого вида, умение выполнять двигательное действие в элементарной форме.
  • На этапе совершенствования спортивная техника доводится до высокого уровня. При этом детализированно осваивается двигательное действие по его пространственным, временным и динамическим характеристикам. Занимающиеся учатся углубленно понимать и анализировать закономерности спортивной техники.

Следует отметить, что двигательные навыки и умения не всегда формируются параллельно с развитием физических качеств. Поэтому спортивную технику следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств занимающихся. При обучении технике надо обращать внимание на умение проявлять в нужный момент значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения свободно и быстро, вовремя расслаблять мышцы.

На занятиях по обучению технике легкоатлетических видов преподаватель использует три главных метода:

  • объяснение,
  • показ,
  • непосредственную помощь.

Кроме того, применяются словесный метод, методы наглядности упражнений, использования технических средств обучения, срочной информации о параметрах движений, идеомоторный и соревновательный.

Словесный метод помогает осмыслить движение, создать представление о нем, о его характере, направлениях, усилиях. При помощи слова объединяются все средства, методы и приемы обучения. Преподавателю следует избегать многословных длинных объяснений, уместнее применять короткие и четкие формулировки, акцентируя внимание на том, что необходимо делать при решении конкретной задачи. По мере овладения спортивной техникой объяснения становятся все более глубокими, охватывают все больше деталей.

Метод наглядности в обучении технике предполагает образцовый показ, который позволяет занимающимся составить целостную картину выполнения упражнения. Показ осуществляет обычно преподаватель или один из занимающихся, хорошо владеющий техникой изучаемого вида. Рекомендуется также демонстрация кинограмм, плакатов, учебных кинофильмов, рисунков и фотоснимков. Показывая технику упражнения, преподаватель должен обязательно обращать внимание на смысловую сторону действия, обеспечивая представление демонстрируемого упражнения как решение определенной двигательной задачи.

Занимающиеся овладевают спортивной техникой разными способами, но прежде всего, используя дополняющие друг друга методы выполнения упражнения в целом (метод целостного упражнения) и по частям (метод расчлененного упражнения). Следует отметить, что метод расчлененного упражнения применяется в основном с целью совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого. Причем отдельно усвоенные движения только тогда легко сочетаются с целостным действием, когда соответствуют его структуре.

Для повышения эффективности процесса обучения можно использовать приемы, облегчающие условия выполнения изучаемых движений (сокращение дистанций в беге, снижение высоты препятствий, уменьшение веса снарядов). Однако следует учитывать, что применение облегченных условий должно носить временный характер, так как в противном случае у занимающихся могут закрепляться не совсем правильные навыки движений.

При решении различных задач обучения технике легкоатлетических упражнений широко применяются различные имитационные упражнения, внешние ориентиры направления и амплитуды движений, временное отключение одного из анализаторов с целью стимулирования работы других, переключение внимания занимающихся и другие приемы. Более быстрому овладению совершенной техникой бега, прыжков и метаний способствуют специальные подводящие упражнения, имеющие по структуре сходство с основными легкоатлетическими упражнениями.

В процессе совершенствования техники можно также с успехом применять на доступном уровне соревновательный метод, который способствует проявлению волевых качеств.

Важнейшим условием успешного овладения техникой является способность занимающихся видеть свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. Оценивать правильность выполнения упражнения должен сам занимающийся, это повышает его активность в процессе обучения. Но все же главное — это педагогическое мастерство преподавателя, его умение организовать обучение, применить наиболее эффективные средства и методы, раньше обнаружить ошибки и выявить причины их появления.

Для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами могут быть:

  • повышенная возбудимость занимающихся;
  • состояние утомления;
  • плохая подвижность в суставах;
  • недостаточное развитие двигательных качеств;
  • неясное представление о выполняемом упражнении;
  • неправильное выполнение предыдущих действий;
  • аналитическая деятельность при выполнении движений, которые обычно производятся автоматически;
  • и др.

При наличии нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.

Обычно в занятия по легкой атлетике включаются ходьба, бег, прыжки и метания. При обучении технике легкоатлетических видов рекомендуем такую последовательность:

  • спортивная ходьба;
  • бег на короткие дистанции и эстафетный бег, а затем бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции;
  • барьерный бег;
  • бег на 3000 м с препятствиями (стипльчез);
  • прыжки (обучение начинается обычно с прыжков в длину и тройным, затем следуют прыжки в высоту и прыжок с шестом);
  • метания (обучение начинается с метания мяча, гранаты и копья, толкания ядра, затем учат технике метания диска, после чего изучают технику метания молота).

Для лучшего наблюдения за выполнением упражнения в целом преподаватель должен находиться на расстоянии 10–15 м от ученика.

Практика учебной работы показывает, что для приобретения элементарной техники обычно требуется в среднем 5–8 занятий. Однако это умение еще непрочно, поэтому упражнение в дальнейшем следует повторять многократно с целью выработки правильного и устойчивого навыка.

  1. Примерные комплексы подготовительной части урока (занятия)
  2. Подготовительная часть урока
  3. Измерение дистанции бега вне беговой дорожки
  4. Организация соревнований по бегу вне стадиона
  5. Судейская коллегия в соревнованиях
  6. Участники соревнований
  7. Общие положения соревнований
  8. Методика обучения видам десятиборья
  9. Техника видов десятиборья
  10. Основные правила соревнований в десятиборье
  11. История многоборья
  12. Многоборье
  13. Методика обучения технике метания молота
  14. Техника метания молота
  15. Основные правила соревнований в метании молота
  16. История метания молота
  17. Методика обучения технике метания диска
  18. Техника метания диска
  19. Основные правила соревнований в метании диска
  20. История метания диска
  21. Методика обучения технике толкания ядра
  22. Техника «кругового маха» в толкании ядра
  23. Техника толкания ядра
  24. Правила соревнований в толкании ядра
  25. История толкания ядра
  26. Методика обучения технике метания копья
  27. Техника метания гранаты и мяча
  28. Техника метания копья
  29. Основные правила соревнований в метании гранаты и мяча
  30. Основные правила соревнований в метании копья
  31. История метания копья, гранаты и мяча
  32. Методика обучения технике прыжка с шестом
  33. Техника прыжка с шестом
  34. Основные правила соревнований в прыжке с шестом
  35. История прыжка с шестом
  36. Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»
  37. Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»
  38. Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»
  39. Техника прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»
  40. Основные правила соревнований в прыжках в высоту
  41. История прыжков в высоту
  42. Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
  43. Техника тройного прыжка с разбега
  44. Основные правила соревнований в тройном прыжке с разбега
  45. История тройного прыжка с разбега
  46. Тройной прыжок с разбега
  47. Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
  48. Техника прыжков в длину с разбега
  49. Основные правила соревнований в прыжках в длину с разбега
  50. История прыжков в длину с разбега
  51. Обучение технике бега с препятствиями
  52. Техника бега с препятствиями
  53. Основные правила соревнований в беге с препятствиями
  54. История бега с препятствиями
  55. Методика обучения технике барьерного бега
  56. Бег на 400 м с барьерами
  57. Техника бега на 110 и 100 м с барьерами
  58. Правила соревнований в барьерном беге
  59. История барьерного бега
  60. Техника бега на сверхдлинные дистанции
  61. Основные правила соревнований в беге на сверхдлинные дистанции. Бег по шоссе
  62. История бега на сверхдлинные дистанции
  63. Обучение технике кроссового бега
  64. Методика обучения технике бега на длинные дистанции
  65. Техника бега на длинные дистанции
  66. Основные правила соревнований в беге на длинные дистанции
  67. История бега на длинные дистанции
  68. Методика обучения технике бега на средние дистанции
  69. Техника бега на средние дистанции
  70. Основные правила соревнований в беге на средние дистанции
  71. История бега на средние дистанции
  72. Методика обучения технике эстафетного бега
  73. Техника эстафетного бега
  74. Основные правила соревнований в эстафетном беге
  75. История эстафетного бега
  76. Методика обучения технике бега на короткие дистанции
  77. Техника бега на короткие дистанции
  78. Основные правила соревнований в беге на короткие дистанции
  79. История бега на короткие дистанции
  80. Методика обучения технике спортивной ходьбы
  81. Техника спортивной ходьбы
  82. Основные правила соревнований в спортивной ходьбе
  83. История спортивной ходьбы
  84. Основы техники метаний
  85. Основы техники прыжков
  86. Основы техники ходьбы и бега
  87. Контроль и самоконтроль занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
  88. Советы занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
  89. Методические рекомендации по проведению занятий по оздоровительному бегу и ходьбе
  90. Влияние легкоатлетических упражнений на организм человека
  91. Место и значение легкой атлетики в системе оздоровительных мероприятий
  92. Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений
  93. Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям)
  94. Физическое воспитание в высших учебных заведениях
  95. Контроль над физической подготовленностью и оценка успеваемости учащихся
  96. Организация физкультурно-оздоровительной работы в секции
  97. Формы физического воспитания
  98. Методика проведения урока
  99. Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы
  100. История развития
  101. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений