Методика обучения технике бега на короткие дистанции

Обучение бегу на короткие дистанции несколько отличается от обучения другим видам легкой атлетики, так как бег — естественная способность человека, генетически заложенная в нем. Большинство детей владеет рациональной схемой движений. Однако у них имеются отклонения от правильной техники (наклон туловища, разведение стоп и др.), связанные с непропорциональностью их антропометрического и физического развития. Более серьезные недостатки, отрицательно влияющие на результат бега, появляются в случае неправильного обучения либо подражания какому-то образцу техники.

Обучать технике бега на короткие дистанции целесообразно в приведенной ниже последовательности.

Задача 1. Создать у занимающихся правильное представление о технике бега на короткие дистанции

Средства: рассказать какие дистанции относятся к коротким; дать краткую характеристику бегу на короткие дистанции; показать технику бега; разобрать кинограммы по технике бега; ознакомить с основными правилами соревнований по бегу; довести до сведения занимающихся разрядные нормативы; рассказать кратко историю спринтерского бега.

Задача 2. Научить технике бега по прямой дистанции

Средства: показ техники бега; бег с ускорением 3–4 × 40–50 м; бег с различной скоростью на отрезках от 30 до 60 м; стоя на месте, движение руками, как при беге с различной скоростью 3–4 × 6–10 с; остальные упражнения выполнить 2–3 × 30–40 м: семенящий бег; бег на прямых ногах; бег с высоким подниманием бедра; бег прыжковыми шагами; скачки на одной ноге.

Методические указания: во время выполнения бега с ускорением занимающиеся должны набирать максимальную скорость к концу отрезка, а после набора скорости продолжить бег по инерции; добиваться правильного наклона туловища, свободного и широкого бега, следить за постановкой стопы; контролировать движение рук, переходить на максимальную работу рук только после овладения правильным движением; специальные упражнения выполнять в среднем темпе, добиваясь правильности их выполнения.

Задача 3. Научить технике бега по повороту

Средства: бег на повороте по 8-й дорожке 3–4 × 60 м; бег с середины поворота и выходом на прямую 3–4 × 60–80 м; бег с середины прямой и входом в поворот 3–4 × 60–80 м; то же самое повторить на 2-й дорожке; бег с различной скоростью по кругу радиусом 15–20 м.

Методические указания: бег следует начинать по повороту дорожки с большим радиусом, а затем с меньшим радиусом; при входе в вираж наклонить туловище к центру поворота; следить за правильной постановкой стоп и работой рук; при выходе с поворота взглядом смотреть на финиш, это позволит плавно выйти из поворота; помнить, что наклон туловища внутрь зависит от скорости бега и радиуса поворота.

Задача 4. Научить технике низкого старта и стартовому разгону на прямой

Средства: рассказать об основных положениях бегуна на старте и установке стартовых колодок; бег из различных положений высокого старта по 2–4 × 20–25 м; самостоятельная установка стартовых колодок; выполнение занимающимися команд «На старт!» и «Внимание!» по 2–3 раза; бег с низкого старта 3–4 × х 20–25 м; игра «Кто быстрее перенесет кубики».

Методические указания: обучать стартовым положениям лучше с высокого старта без опоры на руку, затем с опорой на руку и только после этого приступать к обучению низкому старту с опорой на одну руку и две руки; следить, чтобы занимающиеся в положении «На старт!» не поднимали вверх голову, не сгибали руки в локтевых суставах, широко не расставляли руки; добиваться правильной постановки стоп на колодки и оптимального подъема таза по команде на «Внимание!»; при выходе со старта туловище поднимать постепенно; добиваться правильного ритма бега; на первых трех шагах стартового разгона акцент делать на активное отталкивание, а затем на частоту движений; 2–3 кубика устанавливаются на расстоянии 10–15 м и их необходимо по очереди быстро перенести к стартовой линии.

Задача 5. Научить технике низкого старта на повороте беговой дорожки

Средства: объяснить и показать, как и где устанавливаются стартовые колодки; старты с различной скоростью по 25–30 м.

Методические указания: добиваться, чтобы занимающиеся правильно устанавливали стартовые колодки и принимали правильное положение на старте; следить, чтобы спортсмены не сразу прижимались к бровке и постепенно выпрямляли туловище; объяснить, что левая рука не ставится вплотную к стартовой линии; наклонять туловище внутрь только после набора скорости.

Задача 6. Научить технике финиширования

Средства: объяснить и показать варианты финиширования; финиширование «пробеганием» повторить 2–3 раза; выполнить на месте финиширование способом «бросок грудью» 3–5 раз; выполнить это упражнение в ходьбе 4–5 раз и в беге 3–5 × 25–30 м; выполнить на месте финиширование способом «плечом» 4–5 раз; выполнить это же упражнение в ходьбе и беге по 3–4 × 25–30 м.

Методические указания: добиваться делать резкий наклон вперед и одновременно отводить руки назад; упражнения сначала выполняют индивидуально, а затем в парах и группами по несколько человек; обращают внимание спортсменов на то, что бег необходимо заканчивать не у линии финиша, а после нее.

Задача 7. Совершенствование техники бега на короткие дистанции

Средства: использование указанных выше упражнений для исправления индивидуальных ошибок; бег с ходу на отрезках 20–40 м; бег под гору с углом 5° 3–4 × 30–40 м; бег с низкого старта вверх по наклонной дорожке 4–5 × 20–30 м; участие в контрольных прикидках и соревнованиях.

Методические указания: после овладения основами техники бега спортсмены должны систематически работать над уточнением деталей техники и закреплением правильных навыков; для этого необходимо использовать специальные упражнения легкоатлета и упражнения избирательного и общего воздействия на тренажерных устройствах; выяснять причины, вызвавшие нарушение техники; обращать внимание на развитие физических качеств, из-за которых зачастую возникают проблемы с техникой низкого старта и бегом по дистанции.

Читать далее