Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы

Введение третьего урока физкультуры в общеобразовательных школах и дополнительных занятий в учебных заведениях потребовало соответствующей подготовки физкультурных кадров и расширения учебно-спортивной базы. В настоящее время такие кадры готовят БГУФК и пять факультетов физического воспитания в университетах Республики Беларусь.

Повышению эффективности лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста способствует введение в штат детских садов руководителей физкультуры.

Основными документами планирования физического воспитания учащихся и молодежи являются Программа по физической культуре для общеобразовательной школы, Программа по физической культуре для средних специальных заведений, Программа по физической культуре для профессионально-технических училищ и Типовая программа по физической культуре для студентов вузов.

На основании программ в школах, ССУЗах, ПТУ разрабатываются три основных документа:

  • годовой план-график распределения учебного материала;
  • поурочный (в ПТУ и ССУЗах — календарно-тематический) план;
  • план-конспект урока.

Годовой план график распределения учебного материала составляется на 102 урока и должен содержать базовый компонент:

  • требования к знаниям,
  • требования к двигательным умениям и навыкам,
  • развитие физических качеств,
  • контрольные нормативы по физической подготовленности,
  • домашнее задание.

Порядок размещения уроков, связанных с выполнением разделов программы, является творческим процессом учителя физической культуры. На легкую атлетику отводятся осенние и весенние месяцы, т.е. уроки в 1-й и 4-й четверти:

Распределение учебного времени на различные виды программного материала в общеобразовательной школе, ч
Вид программного материала Класс
4 5 6 7 8 9 10 11
Основы знаний 7 8 8 8 8 8 8 8
Гимнастика 10 20 20 20 20 20 16 16
Легкая атлетика 20 30 30 24 24 20 20 20
Спортивные игры 23 16 16 18 18 22 24 24
Лыжная подготовка 15 12 12 16 16 16 18 18
Плавание 16 16 16 16 16 16 16 16

В зависимости от условий и объективной необходимости (отсутствие бассейна) учитель может изменить объем учебного времени на другие виды программного материала за счет часов плавания, в том числе и на легкую атлетику.

Программа по физическому воспитанию в ПТУ и ССУЗах включает в себя базовый компонент (такой же как и в общеобразовательной школе) и вариативный компонент: средства для развития физических качеств, материал по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) учащихся и студентов. Подбор средств и методов ППФП специфичен для каждой профессии, осуществляется с учетом ее особенностей и должен обеспечить необходимый образовательный и тренирующий эффект:

Распределение учебного времени по видам программного материала для учащихся ССУЗов, ч
Вид программного материала 3 ч в неделю на базе 9-классного образования 4 ч в неделю на базе 11-классного образования
Основы знаний по физической культуре 6 8
Гимнастика: атлетическая, художественная, ритмическая, на снарядах; акробатика 24 36
Легкая атлетика: бег, прыжки, метания 36 42
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, настольный теннис и др. 16 24
Кроссовые, лыжные и конькобежные упражнения 16 20
Плавание 8 12
Единоборства 6 10
Сдача контрольных тестовых упражнений 8 8
Итого… 120 160

Примечание. Если в учебном заведении отсутствуют условия для организации занятий по предложенным видам, то выделенные часы на эти виды пропорционально распределяются на приемлемые виды программного материала.

На основании данных из этих двух таблиц можно сделать вывод о том, что как в общеобразовательной школе, так и в ПТУ и ССУЗах уделяется много времени изучению легкой атлетики. И это оправдано, так как большинство легкоатлетических упражнений общедоступно, встречается в повседневной жизни, не требует сложного инвентаря и оборудования и позволяет комплексно решать оздоровительные, прикладные, образовательные и воспитательные задачи.

На основании годового плана-графика составляется рабочий план на четверть (в школе) или на полугодие (в ПТУ и ССУЗах). При планировании учитель физической культуры уточняет темы теоретических знаний, устанавливает последовательность освоения умений и навыков, времени, затрачиваемого на изучение отдельных технических элементов или упражнений в целом. При этом он должен учитывать не только пол, возраст учащихся, но также их физическую, техническую подготовленность, условия проведения занятий и другие факторы. Подбор средств поурочно должен осуществляться с учетом преемственности в изучении предусмотренных программой видов легкой атлетики. План-конспект урока пишется к каждому занятию.

Читать далее