Методика обучения технике тройного прыжка с разбега

Задача 1. Дать краткую характеристику тройного прыжка

Ознакомить с историей развития и современным развитием этого вида легкой атлетики в мире, странах СНГ и Беларуси, с правилами соревнований. Создать правильное представление о рациональной технике тройного прыжка с разбега.

Средства: просмотр кинофотоматериалов, разбор отдельных элементов прыжка, показ техники занимающимся.

Методические указания: при изложении истории развития вида отметить изменение техники прыжка, рассказать о росте рекордов у мужчин и женщин, отметить выдающихся спортсменов, олимпийских чемпионов. Проанализировать уровень результатов спортсменов Беларуси в сравнении с рекордами Европы и мира у мужчин и у женщин. При разборе техники прыжка обращать внимание на особенности отдельных элементов, их вклад в общий результат. Технику демонстрирует преподаватель или спортсмен-разрядник. Опробование проводить на мягком грунте (опилки, торфяной грунт, трава, поролоновые маты).

Задача 2. Обучить технике «скачка»

Средства: «скачки» на месте на толчковой ноге; скачки с продвижением вперед; прыжок в длину с места, отталкиваясь толчковой ногой с приземлением в яму с песком и последующим пробеганием вперед; «скачок» на грунте по отметкам с 3–4 шагов разбега; «скачок» с 6–8 беговых шагов с приземлением на толчковую ногу в яму с песком; «скачки» с возвышенности; «скачки» вверх и вниз по лестнице.

Методические указания: «скачки» выполнять максимально широко, не стопорить; нога на грунт ставится на всю стопу с «затягиванием» тела на толчковую ногу. Обращать внимание на подъем бедра; движение руками выполнять по кругу и как в беге. В «скачках» с разбега ускорение выполнять с постепенным увеличением темпа; «скачок» с высоты не более 30–50 см. Важно обращать внимание на «загребающую» постановку ноги на грунт. Возникновение ошибок сигнализирует о необходимости снижения скорости до восстановления правильного выполнения элемента.

Задача 3. Обучить технике «шага» и сочетанию «скачка» и «шага»

Средства: «шаги» с ноги на ногу с продвижением вперед; прыжок в «шаге» с 4–6 беговых шагов с приземлением в яму с песком и последующим пробеганием вперед; сочетание «скачок» + «шаг» с места с приземлением в яму с песком на маховую ногу; чередование «скачок» + «шаг» + «скачок» + «шаг» и т.д. на отрезке до 30–40 м; чередование «скачок» + «шаг» + «шаг» + «шаг» и т.д. на отрезке до 40 м; сочетание «скачок» + «шаг» с 3–5 беговых шагов на секторе для прыжков по отметкам, с приземлением на маховую ногу и пробеганием вперед.

Методические указания: акцентировать внимание на отталкивании и постановке ноги на всю стопу. При выполнении связки «скачок» + «шаг» длина «шага» должна быть меньше на две стопы. Упражнения выполнять на мягком грунте, в дальнейшем расстояние между отметками для «скачка» и «шага» выровнять. При выполнении длинных связок «скачка» + «шага» и их чередовании обращать внимание на активную постановку толчковой и маховой ног с последующим загребающим движением.

Задача 4. Обучить технике «прыжка» и сочетанию «шаг» + «прыжок»

Средства: прыжок в длину с 1–3 беговых шагов, отталкиваясь маховой ногой; то же с разбега в 5–7 беговых шагов; то же через препятствие высотой 50–70 см с приземлением в яму с песком; сочетание «шаг» + «прыжок» с места с приземлением в яму с песком; то же с 6–8 беговых шагов.

Методические указания: «прыжок» выполняется длинным отталкиванием, после выхода в «шаге» подтянуть толчковую ногу к маховой, обе ноги коленями подтянуть к груди, руки отвести далеко назад-вниз в стороны, не отводя колени от груди выпрямить ноги для приземления; то же, но выполнять прыжок через препятствие. Место отталкивания при каждом прыжке относить от препятствия на 0,5–1 стопу или, не меняя место отталкивания, постепенно увеличивать высоту препятствия. При выполнении связки «шаг» + «прыжок» активность в отталкивании усилит разметка для «шага» и места приземления в яме (ленточка, ветка, набивной мяч и т.д.). При выполнении «шага» туловище держать вертикально.

Задача 5. Обучить прыжку в целом, подобрать разбег

Средства: тройной прыжок с 2–3 шагов разбега; тройной прыжок с 6–8 беговых шагов по разметкам; подбор полного разбега; тройной прыжок с полного разбега на секторе для прыжков.

Методические указания: тройной прыжок с коротких разбегов выполнять по отметкам с постепенным уменьшением «скачка» и удлинением «шага»; все отталкивания проводить с акцентом на загребающее движение стопой и длинное проталкивание вперед. Подбор разбега проводить вне сектора, обращая внимание на увеличение темпа движений с каждым шагом. После подбора разбега вне сектора длину его переносят на сектор для тройного прыжка. При выполнении тройного прыжка с полного разбега обращать внимание на оптимальное соотношение длины «скачка» + «шага» + «прыжка». Отметки на секторе наносятся примерно: «шаг» короче «скачка» на 1 м, а «прыжок» короче «шага» на 50 см. Недоступание в разбеге до бруска указывает на неточность в подборе разбега (проверить расстояние от бруска для отталкивания до контрольной отметки; то же при заступании на планку). В каждом прыжке преподаватель контролирует длину разбега и помогает исправить индивидуальные ошибки.

Задача 6. Совершенствовать технику тройного прыжка

Средства: ускорения по 30–40 м на секторе с отталкиванием на 12-м или 14-м шаге; пробегание полного разбега на секторе без фиксации отталкивания; пробегание разбега на беговой дорожке размеченной по зонам скоростей; пробегание коротких и средних разбегов с отталкиванием «в шаге»; сочетание «скачок» + «шаг»; пробегание полного разбега со «скачком» с приземлением на секторе или в яму с песком; разбег в 5–8 — «шаг» с толчковой ноги с приземлением в яму с песком на маховую ногу; «шаг» + «прыжок» с 6–8 беговых шагов с приземлением в яму с песком; тройной прыжок по отметкам (линии, ленты, набивные мячи) с 6–10 беговых шагов; то же без применения отметок; тройной прыжок с полного разбега.

Методические указания: при совершенствовании ритма разбега обращать внимание на неуклонное нарастание темпа бега, длина шагов примерно 7,5 стоп. Пробегание полного разбега по дорожке или на секторе предусматривает отталкивание в конце разбега; в разбеге контролируется скорость в зоне разгона (первые 4–5 шагов), зоне наращивания скорости (6–10-й шаг) и зоне активизации (4 последних шага); «скачок» низко и длинно с обязательным сохранением паузы в широком махе. Перед постановкой толчковой ноги на грунт одновременно выполнять предварительный замах бедром и голенью для «загребающей» постановки ноги; «скачок» выполнять максимальной длины по низкой траектории. При выполнении «шага» стремиться как можно шире разводить бедра в полетной фазе за счет высокого подъема колена маховой ноги и отведения назад толчковой. Окончание «шага» должно осуществляться постановкой почти выпрямленной маховой ноги на всю стопу с «загребающим» движением, как бы «протягивая» дорожку вниз-назад-на себя. Заключительную часть «протягивания» выполнять быстрее замаха бедром и голенью, совершенствуя третий элемент («прыжок»). Обращать внимание на высокий и активный замах бедром толчковой ноги с одновременным подъемом рук вверх, что позволит увеличить угол вылета. В полетной фазе при вертикальном положении тела активно подтянуть маховую ногу к толчковой с отведением рук назад-вниз-в стороны, выпрямить ноги в коленных суставах для приземления; контролируя прыжок в целом, следить за быстрым набеганием на планку без явной подготовки к «скачку», длиной беговых шагов. Прыгать на низких траекториях без «проскакивания» места отталкивания; следить за соотношением элементов прыжка «скачок» (38%) + «шаг» (30%) + «прыжок» (32%).

Читать далее