Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»

Задача 1. Создать представление о технике прыжка в высоту

Средства: рассказ, показ, демонстрация наглядных пособий.

Методические указания: независимо от того, на каком этапе изучения техники прыжка в высоту находятся занимающиеся, формируется ли общее представление, представление об отдельном элементе прыжка или о подводящем упражнении, указанная задача выступает в качестве первой. Подбор средств должен соответствовать возможностям восприятия занимающихся и способствовать формированию адекватной ориентировочной основы действия.

Задача 2. Обучить прыжку способом «фосбери-флоп» толчком двух ног с места

Средства: 1) упругие подскоки на двух ногах без маха и с махом рук на упругих и твердых покрытиях («мячик»); прыжки в глубину; акробатические прыжки кульбит, полусальто, сальто после разбега с приземлением на мягкое покрытие; 2) стоя на поролоновых матах, упасть на спину, руки на груди или разведены в сторону; мостик «фосбери»; упражнения в стойке на лопатках для освоения приземления; 3) из исходного положения упор присев перекат на спину с последующим прыжком на ноги за счет разгибания в суставах тела; прыжки вверх толчком двух ног с организацией вращения тела вперед и назад; прыжки вверх прогнувшись, приземляясь на ноги (с последующим перекатом на спину, с падением на спину); прыжки вверх прогнувшись с обозначением входа на высоту со страховкой партнера; из исходного положения стоя спиной перед поролоновыми матами, ноги согнуты как для отталкивания, руки разведены в замах, туловище вертикально, обозначить отталкивание, подать плечи и грудь вверх-назад, опуститься плечами на поролон, высоко удерживая таз, руки вдоль туловища или в стороны, голову «взять» на себя; то же, но опускаясь в положение мостика, доталкиваться стопами, в результате чего возникает небольшая полетная фаза; прыжки в высоту способом «фосбери-флоп» толчком двух ног с места через резину, а затем через планку с постепенным подъемом высоты и варьированием условий выполнения упражнения и двигательных заданий.

Методические указания: освоение прыжка толчком двух ног с места позволяет сформировать двигательное представление о прыжке способом «фосбери-флоп».

  1. Эта группа упражнений позволяет сформировать представление об отталкивании и необходимом для этого состояния опорно-двигательного аппарата, создать координационные предпосылки для последующего обучения. Туловище держать вертикально, вперед не наклонять, мах руками выполнять через стороны вверх, а не сзади-вперед-вверх.
  2. Осваивается то, каким следует быть при приземлении. Если этого не сделать, последующее обучение будет затруднено из-за дискоординаций, вызванных боязнью травм. Первое упражнение следует считать освоенным, если отсутствуют страховочные движения тазом и руками. Во втором упражнении таз удерживать высоко. В третьем упражнении — бедра разведены.
  3. Первое упражнение формирует координационные предпосылки для освоения временных параметров ритма прыжка. Во втором упражнении осваиваются механизмы организации вращения тела. Третье упражнение позволяет изучить своевременность переключения от движений в полете, прогнувшись к приземлению, а также механизм управления величиной вращения тела. Четвертое упражнение предлагается для изучения отталкивания и организации вращения в прыжке.

Задача 3. Обучить прыжку в высоту способом «фосбери-флоп» толчком двух ног с разбега

Средства: акробатические прыжки после предварительного разбега; боковое полусальто толчком двух ног с разбега; прыжок толчком двух ног после небольшого подхода, двигаясь спиной к планке; то же, но двигаясь полубоком, боком, лицом по отношению к планке; челночный бег; прыжок толчком двух ног с разбега, отталкиваясь с линии вертикальной проекций планки на грунт или заступая за нее; прыжок вверх толчком двух ног с разбега перед вертикальной стеной; разнообразные прыжки с разбега толчком двух ног с варьированием высоты и дальности полета, двигательного состава в полетной фазе, характера отталкивания, скорости и формы разбега через резину и через планку.

Методические указания: прыжок в высоту толчком двух ног с разбега представляет возможность сформировать двигательное представление о механизмах решения целого ряда двигательных задач: об особенностях бега прыгуна в высоту; об управлении ориентацией тела по отношению к планке («лицом» к планке в разбеге, «спиной» к планке в полетной фазе), о подготовке к отталкиванию, в частности о действиях, необходимых для постановки ног на место отталкивания впереди вертикальной проекции ОЦМ тела на опору; совершенствовать движения в полетной фазе; совершенствовать координационные механизмы, управляющие пространственной ориентацией, посредством изменения скорости разбега, места отталкивания высоты преодолеваемых препятствий и т.д.

Задача 4. Обучить основам прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» толчком одной ноги

Средства: подскоки на двух ногах с акцентированным подъемом маховых звеньев; отталкивания вверх толчковой ногой через шаг, через три шага, через пять шагов; то же в условиях передвижения по дуге; имитация отталкивания с преодолением разновысоких препятствий; прыжки толчком одной ноги на «горку» из поролоновых матов; прыжки в высоту через резину; прыжки в высоту через планку; прыжки в высоту с акцентом на освоение разбега; прыжки в высоту с разбега с различными двигательными заданиями.

Методические указания: специфическими двигательными задачами, овладеть которыми предстоит занимающимся при решении данной педагогической задачи, являются: осуществить переход от отталкивания двумя ногами к отталкиванию одной ногой; освоить механизм организации вращений тела в полетной фазе; освоить предварительные основы дугообразного разбега; совершенствовать механизмы решения двигательных задач, освоенных на предыдущих этапах. Все вышеперечисленные упражнения позволяют сформировать навык отталкивания одной ногой с использованием толчковых и маховых управляющих движений. Упражнения целесообразно применять уже на предыдущих этапах в качестве специальной группы подготовительной части занятия. Помимо технической направленности они выполняют и развивающую функцию. Постепенность подъема высоты, замена планки на мягкое препятствие, применение правил «от простого к сложному», «от главного к второстепенному» являются обязательными методическими приемами.

Задача 5. Обучить механизмам решения двигательных задач в различных фазах прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»

Средства: комплексы подводящих упражнений для освоения механизмов решения двигательных задач отталкивания, подготовки к отталкиванию, полетной фазы, входа в дугу поворота, приземления, различных фаз разбега.

Методические указания: данная педагогическая задача выступает в качестве основной на этапе углубленной специализации. Подбираемые комплексы специальных упражнений должны позволить сформировать возможность вариативного решения двигательных задач, что позволит избежать стабилизации результатов, повысит эффективность и надежность действий прыгуна.

Задача 6. Совершенствовать технику прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»

Средства: прыжки через планку с короткого и полного разбега; комплексы специальных упражнений для различных фаз прыжка; прыжки в соревновательных условиях; средства тактической подготовки.

Методические указания: в качестве приоритетной эта задача выступает на этапе спортивного совершенствования, однако и на других этапах тренировки используются методические положения, свойственные процессу совершенствования техники. Группа средств, используемая для решения этой педагогической задачи, совершенствует координационные умения и навыки произвольно концентрировать внимание на различных двигательных установках, изменять интенсивность движений в прыжке с подъемом высоты, при сохранении осознанного контроля. Количество и разнообразие упражнений сокращается, при условии повышения способности более тонко чувствовать детали избранного круга специальных упражнений. Существенное внимание должно уделяться формированию «чувства снаряда»: чувства планки, чувства места отталкивания и т.д.

Читать далее