Методика обучения технике прыжка с шестом

Эффективность начального обучения во многом определяется уровнем предварительной физической подготовленности ученика: насколько быстро он пробегает короткие отрезки, как упруго отталкивается в прыжках в длину и высоту, до какой степени свободно и уверенно владеет своим телом в упражнениях на кольцах, перекладине и канате. Поэтому процесс обучение разделяется на два этапа:

  • освоение основных элементов прыжка (бег с шестом, постановка его в упор, отталкивание, маховые движения, подтягивание с поворотом, отжимание и переход через планку) на прямом жестком шесте;
  • освоение элементов современной техники прыжка на эластичном снаряде после того как прыгун физически окреп и может преодолевать 400 см и выше.

Задача 1. Создать представление о рациональной технике прыжка

Средства: рассказ об истории развития вида, о правилах соревнований; демонстрация техники прыжка с использованием наглядных пособий, кинограмм, видеотехники и т.д.

Задача 2. Обучить держанию шеста, технике бега с ним

Средства: держание шеста широким, средним и узким хватом, перемещая его переднюю часть влево, вправо, вниз, вверх; ходьба с шестом; бег с шестом с постепенным увеличением длины отрезков и повышением скорости.

Методические указания: определить для занимающихся наиболее удобный хват. Обратить внимание на прямолинейность бега, свободу беговых движений.

Задача 3. Обучить входу в вис и вису на шесте

Средства:

  1. И.п. стоя на возвышенности с вертикально поставленным перед собой шестом, взяться за снаряд правой рукой, поднятой вверх, левой на 30–40 см ниже. Махом вперед-вверх согнутой правой ногой и толчком левой повиснуть на шесте. Продвигаясь вперед, приземлиться на обе ноги, лицом вперед, шест с левой стороны.
  2. И.п. передний конец шеста в яме с песком либо в ящике для упора. Стойка лицом по направлению движения шеста на расстоянии 2–4 беговых шагов от места отталкивания, левая нога впереди, правая рука вместе с шестом поднята вверх, левая свободно опущена вниз. Разгибаясь, скользя правой рукой по шесту, оттолкнуться, зафиксировать кисть правой руки в заранее установленном месте, ухватившись левой на 30–40 см ниже правой. Повиснуть на шесте, продвинуться вместе с ним вперед и приземлиться на обе ноги лицом вперед, шест с левой стороны.
  3. В ходьбе (передний конец шеста скользит по дорожке) вынос и постановка снаряда в упор на два шага.
  4. И.п. шест параллельно земле. Вынос и постановка снаряда в упор на два шага.
  5. В беге вынос шеста с отталкиванием без упора (передний конец шеста скользит по дорожке).
  6. С 4–6 беговых шагов вход в вис на шесте, пройдя вертикаль, приземлиться на обе ноги лицом вперед, шест слева.

Методические указания: шест опускать плавно, место толчка и точка опоры шеста должны быть на одной условной линии разбега. Вынос снаряда осуществлять вперед-вверх, вблизи туловища, быстро разгоняя верхнюю часть тела. В отталкивании быстро и далеко продвинуться вперед грудью и тазом через опорную ногу. В висе почувствовать надежную опору и равновесие.

Задача 4. Обучить взмаху, подтягиванию с поворотом и отжиманию на шесте

Средства:

  1. И.п. вис на кольцах (перекладине, закрепленном вертикально шесте). Махом вперед подъем ног до положения виса в группировке.
  2. С 4–6 шагов разбега, оттолкнувшись, перейти в вис на шесте. После прохода шестом вертикали выполнить взмах ногами и туловищем вверх, удерживаясь при этом близко у шеста. Приземлиться на спину.
  3. То же, но с 8, 10, 12 беговых шагов.
  4. И.п. нижний конец шеста в упоре, стоя лицом к верхнему его концу (шест слева) на левой ноге, согнутая правая поднята до уровня шеста, взяться руками за снаряд (правая — прямая, левая — согнутая), отвести плечи и голову назад. Направляя правую ногу вдоль шеста, подтянуться руками с поворотом и отжаться, перейти при этом с левой ноги на правую.
  5. Прыжок с шестом в длину. Приземляться на обе ноги, лицом вниз, шест над правым плечом.

Методические указания: мах выполнять после активного продвижения грудью вперед с одновременным оттягиванием плеч назад и удержанием таза у шеста. Следить за равновесием тела на шесте, контролировать правильность приземления.

Задача 5. Обучить технике перехода через планку и приземления

Средства:

  1. С 2–4 беговых шагов, оттолкнувшись руками от плинта, перейти планку.
  2. И.п. вис на перекладине. Махом вперед поворот в стойку на руках с последующим преодолением планки, установленной выше уровня опоры.
  3. Прыжки с шестом через планку с 4–8 беговых шагов.
  4. Прыжки с шестом через планку с 10–12 беговых шагов.

Методические указания: обратить внимание на своевременное опускание ног, избегать прогибания туловища над планкой. На первых порах планку целесообразно заменить резиновым жгутом.

Задача 6. Обучить входу в вис и вису на эластичном шесте

Средства:

  1. И.п. шест в ящике для упора, стоя спиной к ящику, взяться за верхний конец шеста правой рукой на расстоянии 60–80 см от левой. Махом вперед-вверх сильно согнутой правой ногой продвинуть таз и грудь вперед, сгибая при этом шест.
  2. То же, но с 4–6 семенящих шагов.
  3. С 6–8 беговых шагов разбега с хватом за конец шеста выполнить вход в вис, не доходя до вертикали. Приземлиться в место отталкивания на ноги.
  4. Увеличив разбег, выполнить вход в вис с переходом за вертикаль.

Методические указания: на шест воздействовать согнутой левой рукой вверх под углом 90° по отношению к снаряду. Добиваться уверенного перехода прыгуна за вертикаль.

Задача 7. Обучить взмаху и группировке на эластичном шесте

Средства:

  1. С двух шагов повиснуть на перекладине, выполнить взмах подъемом ног в группировку.
  2. То же, но на канате.
  3. С 10–12 беговых шагов вход в вис на шесте с подъемом ног для группировки на сгибающемся снаряде. Приземлиться на спину.
  4. То же, но с более высоким хватом и с приземлением на ноги.

Методические указания: добиться подъема коленей до уровня хвата рук.

Задача 8. Обучить использовать силу разгибающегося шеста и технике перехода через планку

Средства:

  1. И.п. вис в группировке на качающемся вверх-вниз амортизаторе. Разгибание с подтягиванием вверх.
  2. Прыжок в длину с эластичным шестом.
  3. И.п. упор присев. Кувырком назад с выходом в стойку оттолкнуться руками от подкидного мостика с последующим преодолением планки, установленной на высоте 80–100 см.
  4. Прыжки с эластичным шестом через планку.

Методические указания: следить за удержанием тела у шеста и своевременным его разгибанием.

Задача 9. Совершенствовать технику прыжка с шестом

Средства:

  1. Все упражнения, применявшиеся для обучения.
  2. Использование наклонной дорожки в начале разбега и различных тренажерных устройств для совершенствования элементов опорной части прыжка.
  3. Прыжки с шестом с короткого среднего и полного разбегов с различным уровнем хвата, применяя снаряды различной жесткости.

Методические указания: учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося в становлении технического мастерства.

Читать далее