Католическая церковь в Средние века

В Высоком средневековье папы римские стали самыми могущественными людьми в Западной Европе. Почему же их боялись ослушаться даже короли? И почему рыцари, оставив свои яростные междоусобицы, двинулись на завоевание далекой Палестины?

Разделение христианской церкви

Территория Западной Римской империи была захвачена варварами. Византия отразила их нападения и продолжала оставаться христианской. И хотя многие из варварских народов приняли эту религию, началось разделение христианской церкви на восточную и западную.

Между жителями Западной Европы и Византии постепенно росла неприязнь. Она выражалась и в том, что они обвиняли друг друга в неправильной вере в Бога. На самом деле они по-разному понимали некоторые положения христианского учения.

Византийцы не считали варваров, осевших на землях былой Западной Римской империи, наследниками величия Рима. Для них эти люди оставались грубыми, необразованными, кровожадными дикарями. Не их, а себя византийцы называли «ромеями» (римлянами). Западноевропейцы в свою очередь отзывались о жителях Византии как об изнеженных людях, живущих в богатстве. А оно, мол, досталось им незаслуженно, поскольку не было добыто с мечом в руках.

Главное отличие заключалось в понимании положения о Троице. На востоке считали, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, а на западе — что от Бога Отца и от Бога Сына.

Христианский Запад возглавляли папы римские, считавшие себя единственными владыками всего христианского мира. На христианском же Востоке существовало представление о равенстве между собой всех патриархов, возглавлявших церкви. Поэтому претензии римских пап на власть над собой восточные христиане отвергали.

Противоречия обострились еще больше, когда христианство стали принимать славянские народы. Ведь встал вопрос: признают ли они главой церкви папу римского?

Противоречия между христианами Западной Европы и Византии вылились в окончательный церковный раскол. В 1054 г. послы римского папы предали проклятию — анафеме — константинопольского патриарха и всех христиан, которые не признавали над собой церковную власть Рима. В ответ на это константинопольский патриарх наложил анафему на папских послов. Эти события оформили окончательное разделение христианства на западную и восточную части. Западную церковь стали называть католической (то есть «вселенской»). Католиками стали жители Западной Европы.

В восточную церковь, получившую название православной (то есть «правильной веры»), вошли константинопольский, иерусалимский, александрийский и антиохийский патриархаты. В результате православными христианами стали греки, грузины, сирийцы и другие народы. Православными стали и славянские народы, принявшие христианство от византийских священников: болгары, сербы, восточные славяне.

Римские папы — владыки Западной Европы

В Высоком средневековье католическая церковь начала быстро богатеть и усиливаться. Все верующие выплачивали десятину, платили за церковные обряды. Короли и феодалы жаловали церкви земли вместе с крестьянами.

В Высоком средневековье власть королей ослабла. В условиях феодальной раздробленности папы римские стали владыками Западной Европы. Ведь там все христиане принадлежали к одной церкви и обязаны были исполнять заповеди Христа. Главой католической церкви считался папа римский. И это позволяло папам вмешиваться в дела королей.

Вершиной могущества папства стал XIII в. Папа римский Иннокентий III (1198–1216) сумел подчинить себе монархов многих стран Западной Европы. В его власти было запретить войну или призвать к войне против непокорных королей или людей другой веры.

В Средние века все люди верили в Бога. Тех, кто выступал против учения церкви, называли еретиками. Для борьбы с ними папы в XIII в. создали специальный суд — инквизицию. Заподозренных в делах или помыслах против церкви сажали в тюрьмы, подвергали пыткам, чтобы получить доказательства их вины. И многие невиновные люди признавались в том, чего никогда не делали. Инквизиция передавала их представителям властей, и те публично сжигали еретиков на кострах.

Крестовые походы

Папы римские неоднократно запрещали междоусобные войны между феодалами, но те продолжали воевать друг с другом. И тогда церковь решила направить воинственных феодалов за пределы Европы — на мусульман. Это были люди другой веры, христиане называли их «неверными».

В то время Палестина с городом Иерусалимом находилась под властью мусульман. Именно в этом городе был распят Иисус Христос и там же находилась христианская святыня — гроб Христов.

В 1095 г. папа Урбан II призвал христиан взяться за оружие и освободить христианскую святыню от мусульман. Он объявил, что надо помочь и православным христианам, пострадавшим от «неверных». Это привело бы и к распространению власти пап на новые страны.

Так было положено начало походам европейцев на Восток. Их участники носили на одежде кресты, поэтому их называли крестоносцами, а войны — крестовыми походами.

Первый из них начался в 1096 г. После тяжелых боев крестоносцы прорвались к Иерусалиму. Летом 1099 г. после осады они штурмом захватили город. Крестоносцы учинили страшную резню, убивая и мужчин, и женщин, и стариков, и детей.

В результате первого крестового похода в Палестине и Сирии были созданы государства крестоносцев. В них феодалы установили привычные порядки и обычаи. Важную роль в государствах играли духовно-рыцарские ордены. Самыми известными стали ордены госпитальеров, тамплиеров и тевтонов.

Во главе ордена стоял великий магистр. Ему беспрекословно подчинялись монахи-рыцари. Они происходили из феодалов и называли себя «братьями-рыцарями». Главной своей задачей они считали вооруженную борьбу с «неверными».

Мусульмане не смирились с потерями и начали отвоевывать захваченные территории. В 1187 г. они вернули себе Иерусалим. Папы римские призывали европейцев к новым крестовым походам. Всего таких походов на Восток было восемь.

К концу XIII в. крестоносцы были изгнаны из Палестины. Христианские святыни вновь оказались в руках мусульман. Крестовые походы привели к гибели многих людей, они значительно усилили религиозную вражду между людьми разной веры. В Европе же постепенно затихли феодальные междоусобицы и наступило время государств с сильной королевской властью.

Читать далее