Западноевропейская культура Высокого средневековья

Из «темных веков» Раннего средневековья Западная Европа совершила стремительный рывок в развитии культуры. То, что ранее считалось ненужным людям, стало ценным и необходимым.

Причины подъема культуры в Западной Европе

В период Раннего средневековья культура Западной Европы переживала упадок. Опустели городские театры, амфитеатры, цирки. Людям было не до зрелищ, они заботились о том, как выжить в те суровые времена. В начале Средневековья в Западной Европе даже короли не умели ни читать, ни писать.

Главной хранительницей культуры оставалась христианская церковь. Священники и монахи были самыми образованными людьми. Без знания латинского и греческого языков нельзя было читать Библию и совершать богослужения. Без знаний астрономии невозможно было вычислять даты христианских праздников, без знания архитектуры — построить храм. Поэтому церковь сохраняла и берегла античные знания.

В X–XIII вв. возрос интерес к образованию и наукам. Главными центрами культуры стали города, ведь для развития ремесла и торговли нужны были новые знания. Городам и королевской власти нужны были образованные люди. Горожанам — для того, чтобы вести торговые дела, организовывать жизнь города, отстаивать свои права. Королям — для того, чтобы иметь в государстве подготовленных судей, знатоков закона — юристов.

Развитие образования. Возникновение университетов

Умений читать, писать и считать было мало, чтобы стать хорошим юристом, врачом, богословом. Поэтому в Высоком средневековье появились первые высшие учебные заведения — университеты (в переводе с латыни — общность, объединение).

Преподавание в университетах велось на латинском языке. Поэтому студенты, изучив латынь, могли учиться и жить в разных европейских странах.

Самыми известными были университеты Парижа, Оксфорда, Кембриджа, Болоньи. Университеты являлись сообществом учителей — профессоров и учащихся — студентов.

В университетах студентов обучали грамматике, арифметике, геометрии, астрономии, музыке, умению спорить. Всему этому учили на подготовительном факультете. Затем можно было выбирать специальность юриста, врача, богослова на одном из трех факультетов: юридическом, медицинском, богословском. Занятия велись в форме лекций. Профессор читал студентам книгу. По ходу чтения он объяснял непонятные слова и смысл наиболее трудных предложений. Студенты слушали и записывали его слова.

Еще одной формой занятий были словесные поединки — диспуты. В них вырабатывалось умение спорить. Такие споры учили студентов правильно излагать свои мысли, доказывать свою правоту.

Развитие научных знаний

В XII–XIII вв. среди преподавателей университетов велись споры о способах доказательства истины либо на основании веры, либо на основе знания и опыта. Одни считали, что при доказательстве нужно полагаться на церковных писателей или Библию. Другие преподаватели полагали, что нужно доверять собственному знанию, разуму и опыту.

В XIII в. известным ученым был профессор Роджер Бэкон. Он преподавал в университетах Парижа и Оксфорда. Бэкон изучал математику, которую считал нужной для доказательства истины. Он учил своих студентов, что знание обязательно должно подтверждаться опытом. Профессор сделал много изобретений.

Из сочинений Роджера Бэкона

Чтобы делать добро, надо его знать, чтобы избегать зла, надо его различать. Пока длится невежество, человек не находит средств против зла… Нет опасности больше невежества.

В Высоком средневековье расширились географические представления европейцев, их знания о жизни других народов. В XIII в. венецианский купец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию. Вернувшись, он написал об этом книгу, где рассказал о жизни и обычаях многих народов Востока.

Новая архитектура

В Высоком средневековье в Западной Европе развернулось обширное строительство. Средневековые зодчие внесли много нового в архитектуру и технику каменного строительства. Самыми крупными и красивыми постройками были храмы, монастыри, замки.

Жители Западной Европы были верующими. Поэтому самыми важными постройками являлись храмы.

Они величественно поднимались над землей подобно мощным крепостям с грозными башнями. Тяжелые своды опирались на стены. И поэтому их делали очень толстыми и прочными с малым количеством окон. Здание казалось тяжелым и приземистым, несмотря на свои башни. Внутри храмов стены окрашивались в темные цвета, в полумраке мерцали свечи. Позднее этот стиль архитектуры назвали романским (от латинского слова «Рома» — Рим).

Но в ХII в. архитекторы изобрели каркас — внутреннюю прочную конструкцию здания. Теперь для строительства высоких зданий уже не требовались толстые мощные стены. Тяжесть свода здания поддерживалась опорными столбами. Храмы стали намного выше. И главное, появилась возможность делать в стенах большие и высокие стреловидные окна с витражом (изображением из цветного стекла). Они наполняли храмы разноцветными бликами и таинственной игрой теней. Позднее этот стиль архитектуры назвали готическим — от названия германского племени готов.

Во многих готических храмах было круглое окно с витражом, на котором была изображена готическая роза.

Литература: рыцарь или труженик?

В Высоком средневековье было создано много литературных произведений. Их авторы — выходцы из священников, рыцарей и горожан. Крестьяне свои песни и повествования передавали из поколения в поколение устно.

Особого расцвета в Высоком средневековье достигла рыцарская литература. В произведениях поэтов-рыцарей главным был образ идеального рыцаря. Его изображали сильным, храбрым, справедливым, верным своему сеньору и своим идеалам. Одна из самых популярных поэм — «Песнь о Роланде». В ней воспевалась верность долгу и королю.

Перу французского поэта-рыцаря принадлежат такие стихи: «Ах! надо биться сотнями, тысячами, чтобы потом нас воспели в поэмах. Рожки, барабаны, знамена, и флажки, лошади черные и белые… Мне нравится, когда скакуны гонят людей и скотину…»

В городской литературе высмеивались человеческие пороки богатых и знатных людей. Поэты и писатели из горожан осуждали войну. Поэтому в их произведениях рыцарь изображался как высокомерный человек, который не умеет трудиться. Горожане сочиняли также короткие смешные рассказы в стихах. В них восхвалялись смекалка и находчивость простого человека.

Читать далее