Раннее Возрождение

Что именно хотели возродить мыслители и творцы? Что не устраивало их в современной жизни? Почему их взоры устремились к далекой античности? И почему это произошло именно в Позднем средневековье?

Как появилась культура Возрождения

В Позднем средневековье зародился новый тип культуры — культура Возрождения. Она развивалась и в дальнейшем. Поэтому XIV–XV вв. принято называть Ранним Возрождением, а XVI в. — Поздним Возрождением.

Культура Возрождения зародилась в городах-республиках Северной Италии. В них бурно развивались торговля, мануфактурное производство. Власть в этих городах принадлежала самым богатым купцам и владельцам мануфактур. Эти люди смотрели на окружающий мир совсем не так, как феодалы. Для феодалов основными способами наживы были войны, захваты земель и принуждение крестьян трудиться на них. Занятия производством, торговлей, денежными операциями требовали совершенно иных умений и качеств человека. Прежде всего, необходимы были обширные знания. И не только математики, техники, географии, чужих языков и обычаев. Требовались знания о самом человеке, об устройстве и отношениях между людьми в человеческом обществе.

Богатые жители городов хотели жить красиво и наслаждаться земной жизнью. Большие средства тратились на постройку роскошных домов, обучение детей, покупку книг, картин, скульптур.

Стали цениться люди, занимающиеся умственным трудом: учителя и профессора, архитекторы и художники, ученые и инженеры, врачи и юристы. Их позднее назовут интеллигенцией.

Появились и новые взгляды на историю человечества. Некоторые ученые считали феодальные отношения господства–подчинения между людьми примитивными, похожими на поведение зверей в стае. Но какими они должны быть? Идеал общества эти ученые нашли в древних Афинах и Римской республике. Лучшей формой человеческих отношений они считали коллектив свободных граждан с равными правами и равенством их перед законом.

Естественно, что Средневековье эти мыслители считали упадком, а себя — продолжателями традиций античности, возрождающими их. Поэтому свою культуру они называли Возрождением.

Ожившая античность

Мыслителей Возрождения стали называть гуманистами, потому что они изучали «человеческую природу» (на латинском языке — «гуманитас») и человека во всех проявлениях его жизни. А их учение о человеке получило название гуманизм. Девизом гуманистов стало выражение «Человек — кузнец своего счастья». Культура Возрождения начала свое победное шествие по Европе.

В Позднем средневековье то, что больше всего волновало людей античности, — гражданин и свобода, патриотизм, достоинство человека — снова стало близким и понятным. Вновь возник интерес к истории Древней Греции и Древнего Рима, поступкам их великих граждан, легендам и мифам античности. Казалось, люди проснулись от тысячелетнего сна. В обществе утвердился новый образ жизни. Его основными чертами были активность, практичность, любознательность.

«Бог создал человека, чтобы он сознавал законы Вселенной, любил ее красоту, поражался ее величием» — так считали деятели Возрождения.

Эта была новая культура, и поскольку она вышла из недр Средневековья, то являлась глубоко христианской. Культура Возрождения стала культурой нового общества, которое шло на смену феодальному.

Данте

Итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери стоял у истоков Возрождения. Его творчество было переходом от старой средневековой культуры к новой.

Судьба поэта оказалась тяжелой. Данте родился и вырос во Флоренции. В конном строю, в рыцарском вооружении он участвовал в битвах за свой город. Но, когда к власти пришли его противники, Данте был приговорен к смерти. Он бежал из родного города и писал свои стихи и поэмы в изгнании. В них он призывал к объединению Италии.

Главный труд Данте — поэма «Божественная комедия». В ней Данте описывает свое фантастическое путешествие в ад и рай в сопровождении древнеримского поэта Вергилия.

Сам Данте назвал свое произведение просто «Комедия», но восхищенные современники добавили в название слово «Божественная».

Петрарка

Одним из первых итальянских гуманистов был Франческо Петрарка. Еще в молодости Петрарка стал лучшим знатоком античной истории и литературы. Он собирал рукописи древнегреческих и древнеримских авторов.

Славу Петрарке принесли его стихи и поэмы. Он писал не только на латыни, но и на языке своего народа — итальянском.

Петрарка считал, что человека делают великим его образованность, занятия наукой, знание истории и культуры человечества. Этого величия каждый человек должен добиваться сам, своим трудом. Он высмеивал роскошь и безделие феодалов. Труды и стихи Петрарки стали широко известны не только в Италии, но и во всей Европе.

Петрарка осуждал войны, воинственность феодалов. Он писал: «Не считаю, что грудь и голова, закрытые железом, прекраснее, чем мирные и не защищенные железом». А на горделивый выкрик: «Я — вождь на войне, прославленный победами!» — отвечал: «Лучше быть вождем мира».

Искусство Раннего Возрождения

Человек, его деяния, чувства, переживания — все это стало главным для художников Возрождения.

Первым крупным мастером новой живописи был художник из Флоренции Джотто. На своих фресках и картинах он изображал в основном библейские сюжеты. Иисус, Богоматерь и святые словно обращались к зрителям, становились соучастниками их жизни.

Джотто одним из первых художников Средневековья рисовал объемно и углублял пространство картины. Человеческие фигуры у него не плоские, а выглядят как живые.

Сандро Боттичелли из Флоренции был одним из первых живописцев Возрождения, который стал писать картины на сюжеты античной мифологии. Боттичелли писал также портреты и картины на религиозные темы.

Флорентиец Донателло — мастер скульптурного портрета. Его статуи казались живыми. Рассказывают, что когда он работал над одной из своих скульптур, то гневно кричал своему произведению: «Да говори же ты, наконец!»

Одним из лучших архитекторов Раннего Возрождения являлся Филиппо Брунеллески. Под его руководством был возведен купол над собором Санта-Марии в родной Флоренции — первый крупный памятник эпохи Возрождения. Купол диаметром 42 м стал символом города. Брунеллески считается родоначальником архитектуры Возрождения.

Книгопечатание

Огромное значение для развития науки и литературы имело изобретение книгопечатания.

Первая книга в Европе была напечатана уроженцем немецкого города Майнца Иоганном Гутенбергом. Он начал отливать из металла прямоугольные брусочки с рельефным изображением букв. С помощью разборного шрифта составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу.

Для печатания Гутенберг приспособил особый станок, который позволял мастеру при помощи винта равномерно прижимать бумагу к набору. В 1445 г. Гутенберг выпустил первую печатную книгу.

Книгопечатание стало быстро распространяться по всем странам Европы. Оно сделало книги доступными большему числу людей, помогало развитию образования.

Гуманисты считали, что человек — это творец, ибо он трудится и этим устраивает свою жизнь. Гуманисты осуждали презрение феодалов к физическому труду, они считали труд обязательным для всех. Богатство, созданное собственным трудом, гуманисты прославляли, но жажду наживы и бесплодное накопительство осуждали. Они писали, что человеческим трудом распаханы пашни, воздвигнуты города, а не войной или бездельем. Гуманисты считали главными качествами человека знания и обязательный труд на благо общества. Тех же, кто ничего не сделал для своей родины, они называли «бесполезными гражданами».

Читать далее