Православная церковь и культура восточных славян

Восточные славяне в период Средневековья создали культуру высокого уровня. Ее развитию способствовало утверждение на Руси христианства. Даже монгольское нашествие не смогло остановить стремление людей к созданию превосходных образцов архитектуры и искусства. Какими достижениями культуры могут гордиться восточные славяне?

Роль церкви в восточнославянском обществе

Принятие христианства изменило жизнь восточных славян: появились письменность, каменная архитектура, живопись. Христианство принесло на Русь литературу. Она была понятна населению Руси благодаря письменности, созданной Кириллом и Мефодием и его учениками. Развитию собственной древнерусской литературы помогли привозимые из Болгарии книги.

Во времена раздробленности на Руси церковь сохраняла единую организацию. Общей для всего восточнославянского населения была православная вера. Позднее православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в единении русских земель. Она вдохновляла народ на борьбу против Золотой Орды и стала верной союзницей московских князей. Православная церковь пользовалась огромным авторитетом.

В те далекие времена все люди верили в Бога. Вся жизнь человека — рождение, крестины, брак, посты, праздники, смерть и похороны — проходила при участии священников.

Митрополит Алексий и Сергий Радонежский

В истории Московской Руси особо известны и почитаемы два церковных деятеля — митрополит Алексий и монах Сергий Радонежский. Эти два совершенно непохожих друг на друга человека стали участниками важнейших событий второй половины XIV в.

Русская церковь во времена Алексия многое сделала для укрепления могущества Москвы. Митрополит отлучал от церкви врагов московского князя, заключил договор с великим князем литовским. Алексий не дожил до Куликовской битвы. Но своей деятельностью он подготовил Москву для решительного столкновения с Золотой Ордой.

Сергий приобрел известность как монах-отшельник, живший в одиночестве вдали от людей в глухом Радонежском лесу. Со временем к нему присоединились другие монахи. Так возник Троицкий монастырь (в будущем — ТроицеСергиева лавра). Сергий стал его первым игуменом (главой).

Духовный авторитет Сергия был очень велик. Пешком он обошел всю Северо-Восточную Русь, убеждая князей прекратить губительные усобицы. Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с Золотой Ордой. Уже вскоре после смерти Сергий Радонежский стал почитаться как святой.

Письменность и литература Древней Руси

С принятием христианства на Руси быстро распространялась грамотность. Грамотными были не только священники, но и знать и горожане. Свидетельством тому являются берестяные грамоты, найденные археологами. Особенно часто их обнаруживают при раскопках в Новгороде Великом.

Берестяная грамота — это записка различного содержания, выполненная на коре березы (буквы процарапаны специальным инструментом).

В Киевской Руси создавались рукописные книги. Одна из древнейших книг, которая сохранилась до наших дней, — Остромирово Евангелие середины XI в. История того времени отражена в летописях. Десятки летописцев работали при монастырях и при дворах князей. Древнейшая дошедшая до нас летопись — «Повесть временных лет». Она была закончена около 1113 г. в Киеве.

Вершиной древнерусской литературы стало созданное в конце XII в. произведение «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. А князья призываются к прекращению междоусобиц.

Даже после страшного Батыева нашествия восточные славяне не потеряли своей грамотности, смогли сохранить книги, летописи, устные предания.

Характерной чертой русской литературы становится прославление героизма и мужества борцов с жестокими врагами, воспевание любви к родной земле. Такими произведениями были повести «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», в основу которых легли события Куликовской битвы.

Архитектура. Московский Кремль

В средневековой Руси основным материалом для строительства служило дерево. С принятием христианства на Руси появились каменные храмы. В XI в. были построены три храма Святой Софии — в Киеве, Новгороде и Полоцке.

Период раздробленности стал временем расцвета древнерусской архитектуры. Князья не жалели средств, чтобы украсить свои города и тем самым превзойти соседей. Каждый храм был обязательно украшен фресками и иконами.

В Позднем средневековье наибольшие успехи были достигнуты в строительстве храмов и оборонительных сооружений. В крупнейших русских городах строился кремль — внутренняя городская крепость, цитадель.

Символом усиления мощи московских князей в XIV–XV вв. стало строительство нового Кремля. Он предназначался не только для защиты от захватчиков. Своими размерами и красотой Кремль должен был показать могущество московского князя, его стремление к владычеству над всеми землями Руси.

Сначала Иван Калита укрепил деревянные стены и возвел пять каменных храмов внутри Кремля. После страшного пожара князь Дмитрий Донской решил «…ставити город Москву камен». Для этого он пригласил строителей со всей Руси. Десятки тысяч людей работали на подвозке белого камня, из которого возводились стены Кремля.

Великий князь московский Иван III произвел коренную перестройку Кремля. Стены и башни были сооружены из красного кирпича. В общих чертах они сохранились до наших дней.

Главным храмом Москвы был Успенский собор, но со временем его стены обветшали. Иван III задумал строительство нового каменного собора. Для этого из Италии был приглашен выдающийся мастер Аристотель Фиораванти. В заново построенный собор была перенесена и самая почитаемая русская икона — Владимирской Божией Матери.

Русская иконопись

При монастырях, княжеских и боярских дворах существовали иконописные мастерские. Искусство создания икон было принесено на Русь из Византии. Художники также украшали книги миниатюрами — небольшими многоцветными картинками.

Настоящий расцвет русской живописи наблюдался в конце XIV–XV в. В это время творили выдающиеся иконописцы и мастера фресковой росписи Феофан Грек и Андрей Рублев.

Феофана Грека отличала особая манера письма. Его изображения выполнены в темных, мрачных тонах. В образах святых чувствуется что-то суровое и грозное.

Феофан Грек был родом из Византии. Уже в зрелом возрасте Феофан приехал в Новгород, а вскоре был приглашен в Москву. Здесь живописец расписал фресками несколько соборов.

Вместе с Феофаном Греком в росписи Благовещенского собора в Москве принимал участие Андрей Рублев.

Андрей Рублев достиг непревзойденного мастерства в живописи. Для его работ характерна спокойная, умиротворенная манера. В своих творениях мастер предпочитал особые нежные цвета. Он впервые использовал их в церковной живописи. Всемирную известность приобрела его икона «Троица».

Читать далее