Пути развития духовного мира личности

Мы уже говорили о том, что личностью не рождаются, а становятся. Это становление начинается ещё в детстве. Вслед за желаниями, выражающими интересы и потребности, личность начинает осознавать свои возможности, а также разнообразные правила, ограничения, предписания, регулирующие её действия. Ребёнок учится выражать в словах эмоции и чувства, настроения, ожидания, предпочтения и т. д. У него постепенно формируется определённое мироощущение, связанное с преобладающим настроением, общим чувственно-эмоциональным восприятием происходящего.

По мере развития познавательной деятельности у ребёнка складываются представления о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окружает. Взрослые помогают ему разобраться в этой упорядоченности. Так постепенно закладываются основы и предпосылки миропонимания. А потом ребёнок приходит в школу и начинает последовательно осваивать различные учебные предметы, приобретать знания, которые отражают длительный познавательный опыт человечества. В процессе воспитания он усваивает общие правила поведения, нормы и ценности человеческой жизни. Изучая историю, литературу, другие гуманитарные предметы, он расширяет знания о мире человеческих взаимоотношений, об организации совместной (общественной) жизни людей.

Образующаяся личность не просто впитывает готовые знания и впечатления — она так или иначе осмысливает, по-своему упорядочивает их. В обществе, в культуре существуют образцы мировоззренческих обобщений, с которыми человек знакомится в процессе получения образования. Такие образцы ещё в далёком прошлом принимали форму мифа и религии. Религия играет важную роль и в жизни многих наших современников. Религиозное мировоззрение основывается на вере в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром. Эта вера не допускает сомнений в правильности некоторых исходных утверждений, называемых до́гматами. Существует и нерелигиозная форма широких мировоззренческих обобщений, опирающаяся на использование общих понятий и следование правилам логического мышления, — это философия. Она тесно связана с конкретными науками о природе, обществе и человеке.

Вы знаете, что существуют разные религиозные учения о мире, о жизни, о человеке и Боге. Философских учений тоже немало. Важно ознакомиться с разными формами мировоззрения, глубоко продумать их, чтобы уточнить и обогатить собственную мировоззренческую позицию, обеспечить условия своего духовного роста.

У каждого человека, сложившегося как личность, есть собственное мировоззрение. Мировоззрение — это основа, духовный стержень личности. Именно оно наиболее широко и полно раскрывает, каков уровень нашей духовности, каковы мы на самом деле, ибо оно является основой наших мыслей, чувств и поступков, организующим началом всей нашей жизни.

В течение жизни мировоззрение, весь духовный мир личности претерпевают значительные изменения. Они связаны с особенностями каждого возраста, с характером возникающих перед нами проблем и с тем, как мы их воспринимаем и решаем.

Читать далее