Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

Важную роль в научном исследовании исторического процесса сыграло материалистическое понимание истории, разработанное К. Марксом. Согласно К. Марксу, в истории общества сменяют друг друга системы социально-экономических (производственных) отношений между людьми, которые составляют объективную основу всех других видов общественных отношений.

Общества, где утвердилась одна и та же социально-экономическая система, относятся к единому историческому типу. Такой тип называется общественно-экономической формацией.

Всемирная история, если руководствоваться теорией К. Маркса, есть процесс развития и смены общественно-экономических формаций. В истории человечества выделяются первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формации, на смену которым приходит коммунистическая формация. Именно ей, по К. Марксу, принадлежит будущее. Достоинство данной схемы в том, что исторический процесс здесь получает единое, теоретически последовательное истолкование. Вместе с тем конкретные исследования показали, что в такую схему закономерной смены общественно-экономических формаций плохо укладывается история Востока.

В истории разных народов много своеобразного, неповторимого, которое не улавливается никакой универсальной схемой. Поэтому у некоторых историков и философов возникло убеждение в том, что единой линии закономерного развития всего человечества не существует. Разные народы, имеющие своеобразную культуру или цивилизацию, проходят свой, самобытный путь исторического развития. Эту идею выражают теория культурно-исторических типов, разработанная Н. Я. Данилевским, а также цивилизационный подход к истории. Он был предложен, в частности, английским философом и историком Арнольдом Тойнби (1889–1975).

Цивилизация, по А. Тойнби, представляет собой устойчивую общность людей, объединённых духовными (прежде всего религиозными) традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

А. Тойнби выделял шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую (греческую), китайскую, индусскую, исламскую, западную, православную христианскую и некоторые другие цивилизации.

Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, являются вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия), и ответ цивилизации на вызов, достигаемый деятельностью талантливых, творческих личностей.

Цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Но когда творческая энергия меньшинства иссякает, цивилизации не могут дальше долго существовать. Подобно людям, цивилизации рождаются, достигают зрелости и затем начинают угасать.

Учение А. Тойнби, как и другие во многом похожие на него концепции исторического процесса как жизненного цикла определённых цивилизаций или культур, не отвечает, однако, на вопрос о том, куда в конечном итоге движется человечество в ходе исторического развития, а также о связи между историями разных цивилизаций или культур.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории
Достоинства Недостатки
Формационный подход
Позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов, представить историю человеческого общества как единый процесс, установить определённые законы исторического развития общества, предложить периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не может быть без искажений и упрощений объяснено с чисто экономических позиций; последовательное применение формационного подхода в чём-то отодвигает на задний план роль человеческого фактора; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов.
Цивилизационный подход
Позволяет всесторонне изучать историю конкретных обществ и народов, ориентирует на изучение таких сторон общественной жизни, как ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др. При последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый закономерный процесс исторического развития человечества в целом; создаёт возможность обособленного рассмотрения народов и обществ.

Читать далее