Участники исторического процесса

Кто же является основным участником исторического процесса? Кто, так сказать, движет историю? Известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин (1776–1826) считал, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Это можно понять так, что главное в истории — деятельность народных масс и тот опыт, который они из неё извлекают.

Однако народ каждой страны состоит из разных общественных групп, классов, имеющих неодинаковые интересы. Если они действуют сплочённо и согласованно, то становятся самостоятельными и активными участниками исторического процесса. При этом каждый отдельный человек выступает как представитель определённой общности людей (социальной группы, класса, нации и т. д.).

Ход исторических событий, обусловленный деятельностью общественных групп, классов и народных масс, в целом может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание) — это постепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни.

Революция (от фр. revolution — коренной переворот) представляет собой резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества.

В обществознании революция часто понимается как относительно скоротечный радикальный политический переворот, связанный с применением насильственных действий, — в противоположность реформам, т. е. поэтапным, планомерным изменениям.

Революция никогда не является последствием заговора одиночек. Она может возникнуть только в результате накопления объективных предпосылок, приводящих в движение большие социальные силы и создающих революционную ситуацию. Революции всегда предшествует эволюционный период развития, в ходе которого нарастают проблемы и противоречия, настоятельно требующие разрешения. Революция происходит потому, что приемлемые для большинства людей решения этих проблем не были найдены.

Выберут ли участники исторического процесса путь реформирования системы общественных отношений, постепенного их изменения или встанут на путь революционного насилия и крутой ломки сложившейся организации общества, зависит во многом от общественных умонастроений, умения и желания людей приходить к согласию, предвидеть последствия своих действий. Реформы, как и революции, тоже требуют больших усилий и даже мужества. Реформаторов обычно критикуют за медлительность, непоследовательность, недостаточную эффективность осуществляемых преобразований. Однако реформаторский путь изменения общественной жизни всё же менее разрушителен и не вызывает такого ожесточения у участников исторического процесса, как это характерно для насильственного, революционного, пути.

Итак, объяснение истории — это раскрытие причин, которые побудили участников исторического процесса действовать именно так, а не иначе.

Читать далее