Особенности культуры восточнославянских народов

Культура восточных славян динамично развивается. Этот культурный мир богат высокими духовными достижениями и в чём-то непредсказуем, склонен к резким изменениям. Только в ХХ в. он пережил такие мощные потрясения, от которых многие другие культуры не смогли бы оправиться. В конце XIX – начале XX в. восточнославянский мир переживал творческий подъём. Для русской и белорусской культур это время отмечено значительными достижениями в науке и искусстве. Среди творческих личностей России данного периода выделяются писатели А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, поэты А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, философы С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, художник И. Е. Репин и др. Белорусская культура того времени прославилась такими именами, как В. И. Дунин-Марцинкевич, Якуб Колас, Янка Купала, Максим Богданович. И белорусской, и русской культуре принадлежат художник К. С. Малевич, философ М. М. Бахтин, психолог Л. С. Выготский и др. Но Россия была вовлечена сначала в Первую мировую войну, а затем стала жертвой целого ряда разрушительных социальных процессов.

Сказались на культуре и некоторые особенности русского национального характера, на который повлияло положение русских земель между Востоком и Западом. Под воздействием православия здесь сформировался «мессианский тип человека». Такой человек чувствует, что он должен спасти мир, пусть и ценой собственной гибели. На Руси всегда было немало борцов за свободу народа, защищавших его прежде всего от гнёта государства, а также от произвола помещиков. Огромные территории российской империи позволяли крепостным мужикам бежать на широкий вольный простор. У русского человека широкая, открытая душа, он склонен к сопереживанию, добр и отзывчив, но может быть страшен в своём бунте, так как для него нет ничего дороже свободы. Нередко он прост и слишком упрощает межличностные отношения, делит всех на врагов и друзей, не признавая полутонов и оттенков. «Или друг — или враг!» — таков в прошлом девиз многих россиян. Неудивительно, что мессианская идея коммунизма, упав на русскую почву, вызвала жесточайшую гражданскую войну, принесла миллионы жертв и гибель великих ценностей культуры.

Духовная жизнь народа на протяжении советского периода тоже была своеобразным полем боя. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческим ценностям. К представителям интеллигенции государство нередко относилось с подозрением, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такой позиции ещё в первые годы существования советской власти стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули тысячи высококвалифицированных учёных, инженеров, конструкторов. Уехали такие великие люди, как певец Ф. И. Шаляпин, композитор С. В. Рахманинов, балерина А. П. Павлова, поэтесса М. И. Цветаева, писатель И. А. Бунин, художник К. А. Коровин. Многие покидали родину не по своей воле. Ярким примером тому стал печально известный «философский пароход». На нём была выслана за пределы страны большая группа русских философов и писателей: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, С. Н. Прокопович и др. Такой отток умов привёл к заметному понижению духовно-интеллектуального уровня общества, что потребовало дополнительных усилий по восполнению утраченного.

Современная культура на всём постсоветском пространстве переживает непростое время. В XXI в. в самобытные культуры разных народов широко внедряются западные образцы культуры. Это ведёт к её коммерциализации, разрушению былого духовного и культурного единства народов. Вместе с тем сохраняется возможность дальнейшего сближения восточнославянских и других народов, их совместного взаимообогащающего социально-экономического и культурного развития. Для этого необходимо восстановить прежние и наладить новые культурные связи, постараться сберечь и укрепить наши традиционные ценности с учётом нового исторического опыта. В культурном развитии мы должны смотреть вперёд, а не назад.

Читать далее