Вхождение человека в мир культуры

Культура — это сверхприродная реальность. Она складывается в процессе совместной жизнедеятельности людей. Вхождение человека в культуру начинается с момента его рождения, поскольку жизнь ребёнка протекает во многом не так, как жизнь детёнышей животных. Он окружён множеством искусственно созданных вещей; кормят и поят его тоже по-особому. Годовалого ребёнка приучают к прямохождению, хотя от природы он приспособлен к перемещению на четырёх конечностях. Однако существует надбиологическая потребность, состоящая в том, чтобы освободить руки для более важных дел, чем простое передвижение. В дальнейшем это будут руки токарей или скрипачей, каменщиков или скульпторов — руки культурного человека.

У ребёнка развиваются специфические человеческие функции органов речи, слуха, зрения. Они обеспечивают языковое общение, чтение текстов и т. д. Ребёнку прививаются определённые привычки, правила поведения, у него формируются различные качества, которые делают его культурным существом. Этот процесс совпадает, как вы уже знаете, с образованием личности. В процессе образования природным задаткам и возможностям человека придаётся новая направленность. Они развиваются так, чтобы человек действительно стал носителем, а в дальнейшем и творцом культуры. Для новорождённого культура является чем-то внешним, и только благодаря образованию она становится внутренним качеством человека как личности. Процесс образования продолжается в течение всей жизни. В каждом возрасте решаются свои задачи образования.

Направленность развития личности в процессе образования во многом зависит от типа культуры. Каждая культура имеет свои ценности, идеалы, способы жизни и действия. От того, каковы они, зависит усиление одних и ослабление других черт личности. Например, североамериканская культура требует от личности энергичности, раскованности в общении, уверенности в себе. Эти качества необходимы для успешной социализации в американской культуре. Индийская культура, как свидетельствуют высшие образцы её духовности, отстаивает иные ценности: созерцательное отношение к миру, пассивность, замкнутость и самоанализ. Но, конечно, на повседневном уровне она тоже ориентирована на жизненно-практические ценности.

Каждая культура определяет не только формы трудовой, хозяйственной деятельности человека, но и традиционные способы отдыха, получения удовольствий, расслабления. Так, итальянцы в новогоднюю ночь развлекаются, выбрасывая в окно старые вещи, скопившиеся в доме за год. Но есть и много общего в культурах разных народов в отношении того, что считать достойным или недостойным, что относится к подлинным жизненным ценностям, а что, наоборот, разрушает порядок в жизни, лишает её ценности и смысла. Так, у всех народов в почёте добросовестный труд, нравственная зрелость, образованность.

От самого индивида, а не только от внешних условий, зависит, станет ли он полноценным членом общества, разовьёт ли в себе лучшие качества, станет ли человеком культуры или превратится в изгоя или разрушителя культурных ценностей. Чтобы стать настоящей личностью, гражданином, надо овладеть теми ценностями, которые выработала культура, освоить её содержание, осознать силу её традиций и идеалов.

Читать далее