Школа как феномен культуры

Школа — это учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения. Она служит фундаментом современной культуры и, более широко, всей жизнедеятельности общества, ибо готовит детей к самостоятельной жизни.

Школа как специализированное учреждение образования возникает на том этапе исторического развития, когда усложнение общественной жизни, накопление нового и всё более разнообразного опыта ведёт к появлению письменности. Поскольку значимые для общества сведения фиксируются в письменном виде, людей, которым предстоит пользоваться ими, нужно научить читать и писать, а также обучить арифметическим действиям.

В письменном виде сохраняется не всякое знание, а только специально отобранное. Школа приобщает учеников к той части опыта, накопленного в культуре, которая признаётся необходимой для усвоения. Повседневные знания и опыт ученики обычно приобретают вне её. Школа учит основам упорядоченных, научных знаний.

Школа — это специально организованная образовательная среда, которая включает учителей, учеников, определённые средства обучения и т. д. Данная среда является своеобразной моделью общества, в котором живёт ученик и правила жизни которого он должен освоить. Всякая модель должна быть более простой, чем то, что она моделирует. В частности, школа не может учить всему, что общество признаёт важным, так как объём такого знания непомерно велик. Поэтому для изучения отбираются лишь те сведения, научные результаты и выводы, которые понятны ученикам и могут быть усвоены ими. Вместе с тем задача школы состоит в том, чтобы систематизировать изучаемый материал и с его помощью показать, как устроен мир, как взаимосвязаны в нём явления, процессы. Это означает, что школа призвана сформировать у учеников современное мировоззрение.

Школа даёт знание основных фактов и их связей, законов и закономерностей, вооружает учеников понятийным аппаратом, общим для разных наук и разных видов человеческой деятельности. Получая образование, школьник обретает способность понимать хотя бы в общих чертах, чем занимаются различные специалисты, как работают различные учреждения, как протекают общественные процессы и т. д. Школа не просто копирует организацию общественной жизни, а отбирает в ней самое лучшее, защищая личность ученика от разлагающих влияний, отрицательных воздействий, которые могут исходить из его окружения. Школа сохраняет и передаёт новым поколениям то лучшее из социального опыта, что нужно сберечь и развить. Её призвание — содействовать прогрессу культуры общества, развитию культуры личности.

Ещё одна важная функция школы — способствовать установлению социального равенства. Она создаёт для всех учащихся равные возможности приобретения знаний, овладения социальным опытом, приобщения к культуре. Это поможет им более успешно реализовать себя в самостоятельной жизни. Школа учит постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, что тоже очень важно в современной, столь динамичной жизни.

Читать далее