Общение и его функции

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) отметил, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Ежедневно каждый из нас общается с родственниками, друзьями, довольно большим числом людей.

Общение — это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.

Главная функция общения состоит в том, чтобы способствовать становлению и развитию человека как личности. Ребёнок, родившийся на свет, ещё не научился говорить, однако он уже умеет доносить свои переживания до родителей. При помощи взрослых он учится выражать свои ощущения, желания, мысли, в дальнейшем — читать, писать, правильно вести себя в общении с другими людьми. В совместной деятельности людей (игровой, учебной, производственной, научной и др.) общение выступает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит ещё одна функция общения, которую называют прагматической (от лат. pragma — действие, дело).

Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением каких-то отношений с ними — либо положительных, либо отрицательных. В различных ситуациях возникают такие противоположные чувства, как симпатия или антипатия, любовь или ненависть, уважение или презрение и т. д. Наверное, вы знаете примеры того, как одноклассник подежурил в классе вместо заболевшего товарища, а кто-то другой, возможно, отказался защищать честь класса в спортивных соревнованиях.

Общение, полное добрых чувств, является источником духовного роста. В ходе общения важно оказывать различные знаки внимания, обращаться по имени, другими способами подтверждать уважительное отношение к собеседнику. Это позволяет человеку утвердиться в собственных глазах, укрепить его уверенность в себе. Тем самым успешно выполняется присущая общению функция подтверждения.

Читать далее