Сознание и деятельность

Чтобы быть личностью, человек должен обладать сознанием, в том числе самосознанием — осознанием того, что он из себя представляет.

Сознание — это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

Мы осознаём что-либо в том случае, если можем поставить и решить вопросы: что именно происходит, как это можно расценивать, что в связи с этим нужно делать?

Сознание включает в себя, во-первых, познание (постижение) действительности. Благодаря ему у нас формируются мысли, образы, отражающие свойства познаваемых явлений, процессов. Эти мысли и образы идеальны, а не материальны, т. е. их нельзя ни увидеть, ни потрогать, хотя они и отражают материальный мир. Мысленный образ самолёта не является реальным самолётом, но между ними есть сходство. Сознание невозможно без знания. Наши знания не совпадают с познаваемыми предметами, а лишь частично и в идеальной форме воспроизводят их. Высшая форма познания мира человеком — это наука. В процессе развития она даёт всё более точное, правильное отражение действительности.

Во-вторых, сознание предполагает оценку человеком того, что он видит или обдумывает. Оценивать означает определять своё отношение к чему-то, соотносить данный предмет или явление с нашими представлениями о должном, с нашими интересами и желаниями. Наше сознание обязательно включает в себя ценности и идеалы, правила и нормы жизни, которыми мы руководствуемся.

Оценив происходящее, мы определяем, что можем и должны делать. Сознание неотделимо от жизнедеятельности. В чистом виде, в отрыве от деятельности, сознание вырождается в пустые мечтания и грёзы. Исторически оно возникло в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка. Изменяя, преобразуя посредством труда реальные условия жизни, человек изменялся и внутренне, развивалось его сознание.

Деятельность — это характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе.

В процессе деятельности люди прежде всего изменяют окружающие предметы, условия жизни. Такую деятельность называют практической. Её основу составляет человеческий труд. Вместе с тем существуют различные виды духовной деятельности, в результате которой преобразуется человеческое сознание, вырабатываются или усваиваются новые знания, создаются художественные произведения, выдвигаются нравственные, религиозные, философские, политические идеи и т. д.

Человек как личность проявляет свои качества именно в деятельности и в отношениях с людьми. От того, как мы учимся и работаем, как относимся к другим и самим себе, к своей стране, своему народу, зависит, в каком направлении изменяется, развивается наша личность.

Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у каждого из индивидов множества способностей. Каждая специальная способность имеет ведущие и вспомогательные стороны. Так, ведущую роль в литературных способностях играют творческое воображение и мышление, яркость и наглядность образов памяти. Вспомогательное, хотя и очень важное значение здесь имеют чувство правильности построения речи, зрелость эстетических чувств. Ведущие стороны в математических способностях — умение анализировать и обобщать, а также гибкость процессов мышления, лёгкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей; вспомогательные — скорость мыслительных процессов, самостоятельность и оригинальность мышления.

Развившиеся способности могут изменить и наши интересы, придать им новую направленность. Так, многие люди, успешно реализовавшие себя в науке или искусстве, начинают затем проявлять интерес к жизни общества в целом, в том числе к политическим её аспектам, потому что они глубже осознают их значимость.

Читать далее