Восприятие и понимание людьми друг друга

Как мы воспринимаем и понимаем друг друга в процессе общения? Знаменитый герой М. Сервантеса (1547–1616) Дон Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорит ему: «Напряги свою память и да не изгладится из неё, как моя госпожа тебя примет; изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится или смутится, услышав моё имя», «Наблюдай за всеми действиями её и движениями, ибо, если ты изложишь мне всё в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства».

Для понимания друг друга и установления взаимоотношений очень важна наблюдательность, требующая пристального внимания и опирающаяся на жизненный и профессиональный опыт личности.

Глубина, объективность, скорость восприятия и понимания другого зависят от пола, возраста, национальных особенностей, образа жизни человека, а также от психического состояния и вообще от состояния здоровья. Сказываются также исходная установка, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и т. д. Так, подростки обращают внимание в первую очередь на физические данные другого человека, более точно определяют возраст молодых людей, но чаще ошибаются при большой разнице лет. Дети и подростки иногда не в состоянии понять взрослых и правильно оценить их действия. Немногие люди умеют «читать человека, как книгу». Вместе с тем можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей, установлении благоприятных отношений с ними.

Если быть доброжелательным, предупредительным и вежливым с собеседником, то можно рассчитывать на его взаимность. Понять внутреннее состояние другого проще всего через сопереживание или сочувствие ему. Для этого нужно мысленно поставить себя на его место. Особой формой познания другого человека является принятие его позиции благодаря положительным чувствам, возникающим к нему.

В процессе общения мы не только учимся разбираться в людях, но и начинаем лучше понимать себя. Самопознание в процессе общения получило название социальной рефлексии.

Социальная рефлексия — это способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения. Чем более человек расположен к содержательному и доверительному общению, тем лучше у него развивается способность к рефлексии.

У всех есть свои привычные схемы объяснения чужого поведения. При формировании первого впечатления часто возникает эффект «розовых очков»: предварительно возникшее общее благоприятное впечатление о человеке способствует положительным оценкам ещё неизвестных его качеств. Наоборот, сложившееся общее неблагоприятное впечатление побуждает к отрицательным оценкам его новых поступков или качеств. При восприятии знакомого действует эффект новизны: новая информация о человеке, непохожая на прежнюю, оказывается более значимой для формирования мнения о нём. Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, собственные свойства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному — свои недостатки. Нередко проекция выступает как механизм психологической защиты. Например, неграмотный человек бывает чрезмерно внимателен к ошибкам других; трусливый человек может открыто радоваться неудачам смелых людей; чрезмерно озабоченный какими-либо проблемами часто предполагает наличие таких же проблем и у окружающих.

Воспринимая другого человека, мы обычно руководствуемся стереотипами — привычными нам взглядами. Например, «носит очки — умный», «глаза — зеркало души». Стереотипы могут формироваться как результат нашего личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. д. Однако стереотипы, если к ним не относиться критически, приводят к упрощённому или даже искажённому пониманию другого человека, к возникновению предубеждений.

Читать далее