Способы взаимодействия

Общение между людьми — это не только обмен информацией, но и организация совместных действий. Например, несколько учеников решили выпустить стенгазету. Для этого они договорились разделить обязанности: кто-то пишет тексты, кто-то рисует, кто-то оформляет заголовки.

Взаимодействуя с окружающими, мы используем разные способы для достижения поставленной цели. Сотрудничество и согласование действий помогают решить общую задачу. Так, если ученики на уроке будут работать вместе с учителем, внимательно следить за его мыслью, активно искать ответы на поставленные вопросы, то учёба станет интересной и более эффективной.

Противоборство и несогласованность действий, наоборот, препятствуют достижению поставленных целей. Так, в футболе важны действия именно команды, а если кто-то стремится выделиться любым путём, игнорируя усилия партнёров, то команда рискует потерпеть поражение.

Важнейшие из способов воздействия людей друг на друга — заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение
Происходящее как бы само собой распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому. Ярким примером такого способа взаимодействия является поведение спортивных болельщиков. Особые условия, в которых усиливается воздействие через заражение, — толпа и ситуация паники, когда люди плохо понимают, что происходит, и их поведение может стать непредсказуемым.
Внушение
Воздействие одного человека на другого или на группу людей, ведущее к тому, что у них помимо их воли появляются какие-то чувства, намерения и т. д. В отличие от заражения, за исключением отдельных случаев гипноза, внушение осуществляется посредством речевого сообщения и основано на его некритическом восприятии.
Убеждение
Логически обоснованный процесс побуждения человека принять определённые ценности, верования или отношения. В отличие от внушения убеждение опирается на доверие к разуму человека, его способности согласиться с правильными доводами, рассуждениями.
Подражание
Воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения. Оно имеет важное значение для усвоения жизненного опыта. Например, дети подражают авторитетным для них взрослым или более старшим детям. Правда, подражание может быть и некритическим. Подражая можно научиться не только хорошему — трудолюбию, вежливости, но и плохому — грубости, сквернословию и т. д.

Читать далее