Виды общения в группах

Когда несколько человек вступают в общение, между ними возникают связи, которые превращают их в малую группу. Представьте себе пассажиров в купе поезда. Иногда люди ещё и двух слов не сказали друг другу, а контакт между ними уже возник. Это могут быть зарождающаяся симпатия, антипатия, одобрение, осуждение и т. д. Причём обычно находится человек, который берёт на себя функции инициатора общения. И, как ни кратковременно существование такой группы, именно она на этот период, а бывает — и на более продолжительный срок, определяет настроение людей, эмоциональную атмосферу. Пассажиров в купе можно охарактеризовать как кратковременную и неформальную, т. е. возникшую случайно, официально не оформленную группу.

Каждый человек является членом многих групп, таких, например, как семья, класс, спортивная команда, трудовой коллектив или кружок художественной самодеятельности. Группы, специально созданные для определённой деятельности, называются формальными. Такие группы имеют свою структуру, а нередко и устав, регламентирующий их деятельность. Группы различаются также по количеству членов. Малыми называют группы, в составе которых от 2 до 30–40 человек.

Школьный класс — это формальная малая группа. Одноклассники объединены в нём общей деятельностью и имеют возможность непосредственного контакта. Внутри такой группы под влиянием взаимных симпатий и антипатий неизбежно появляются более мелкие группировки. Присмотритесь к своему классу: у каждого из одноклассников есть круг ближайшего общения, своя микросреда.

Любой член группы занимает в ней определённое положение. В малой группе формальные роли (староста, отличник, сын директора и т. д.) обычно не являются главными, определяющими это положение. Более важной оказывается степень популярности и авторитетности человека, иными словами, его личный статус.

Может случиться, что человек действует в группе, которую не считает своей. Например, в классе он чувствует себя отчуждённо, зато ему интересны приятели из спортивного клуба, либо он вообще подражает героям какого-то молодёжного телесериала и из него заимствует ценности и образцы своего поведения. Группа, из которой человек заимствует нормы, ценности и установки поведения, называется референтной (от лат. referre — относить) или эталонной. Зная, с кем человек общается, можно определить его интересы и объяснить многое в его поведении.

Читать далее