Группы и коллективы

Низший уровень развития группы — это диффузные (случайные) группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Болельщики на стадионе — яркий пример такой группы.

Высшим уровнем развития отношений людей является коллектив. В нём создаются благоприятные условия для совместной деятельности, есть органы самоуправления. Коллектив объединяет людей для выполнения задач, полезных обществу, в нём существует атмосфера взаимной ответственной. Все члены коллектива разделяют его ценности, воспринимают его как референтную для себя группу. Межличностные отношения в коллективе имеют характер взаимопомощи и взаимопонимания, эмоциональной совместимости и слаженности. Даже неожиданные серьёзные трудности не выбивают хороший коллектив из колеи, не вносят дезорганизованность и раздражительность во взаимоотношения между людьми.

Развитие группы в коллектив — сложный процесс, который проходит ряд этапов. Возьмём, к примеру, школьный класс. Первый этап характеризуется активным приспособлением школьников к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. На втором этапе формируется актив, состоящий из учеников, пользующихся авторитетом у большинства. Одновременно классный коллектив осмысливает свои цели, выдвигает ближайшие задачи и последовательно их решает. Третий этап отличает высокий уровень сплочённости, близости взглядов, оценок и позиций членов коллектива класса в решениях проблем, наиболее значимых для него.

Этапы развития коллектива:

  • Этап 1. Активное приспособление и усвоение требований, норм, традиций заведения;
  • Этап 2. Формирование актива, пользующегося авторитетом у большинства членов коллектива;
  • Этап 3. Высокий уровень сплочённости, близость взглядов, оценок и позиций членов коллектива.

Зрелый коллектив по своей атмосфере приближается к дружной семье, в которой все проблемы решаются так, чтобы способствовать личностному росту каждого её члена и общему благу.

Читать далее