Линии поведения в конфликтных ситуациях

После того как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии (линии поведения) в конфликтной ситуации.

Стратегия сотрудничества предполагает поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Данный способ требует времени и внимания к партнёру. Вместе с тем это единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

Компромисс достигается урегулированием разногласий через взаимные уступки. Преимущества такого поведения в быстром разрешении конфликта. Однако компромиссное решение не всегда самое справедливое, а потому у участников конфликта сохраняется эмоциональная неудовлетворённость.

Действия в стратегии уклонения направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии. В ответ на обвинения проявляется стремление перевести разговор на другую тему. Используя этот способ поведения, мы прежде всего хотим сохранить хорошие взаимоотношения. Конфликт при этом не разрешается.

Приспособление также выражается в стремлении уйти от конфликта путём уступок. Человек в этом случае сглаживает противоречия, пренебрегая своими интересами в пользу другого.

В стратегии конкуренции (противоборства) действия направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы. Этот стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях.

Читать далее