Этикет

Чтобы свободно и непринуждённо общаться с людьми в самых разных ситуациях, нужно овладеть определёнными нормами поведения и особой системой знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, низко поклониться, своё отношение к людям, с которыми встретились.

Этикет (от франц. étiquette — ярлык; обхождение, учтивость) — это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Он включает правила поведения в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и определённую форму одежды.

Упоминания об этикете встречаются уже в литературных текстах Древнего Шумера. Один из первых трактатов о поведении был издан в Средние века, в 1204 году, испанским священником Педро Альфонсо. Он назывался «Дисциплина клерикалис». На его основе были составлены многие другие книги по этикету. Русский император Пётр Первый тоже повелел создать книгу об этикете, «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению».

Этикет подчинён системе ценностей, сложившейся у народа. Нарушение этикета могло привести к вражде и даже войнам между племенами и народами.

Этикетные знаки всегда условны. Одна и та же информация может передаваться у разных народов по-разному. Например, в древности у некоторых народов человеку, принесшему дурную весть, отрубали голову: поступить по-другому было бы неправильно. В Древнем Египте, Китае, Золотой Орде от знания этикета, выполнения его правил также нередко зависела не только карьера, но и жизнь человека.

Многие из правил этикета, выработанных человечеством в давние времена, отражены в выражениях «преклонить колени», «положа руку на сердце», «бить поклоны», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной» и т. д.

В этикетных целях используются различные предметы, например, приподнятая шляпа, подаренные цветы и др. При этом слова и действия человека не должны вступать в противоречие с его одеждой. Этикет не будет соблюдён, если молодые люди придут в театр в джинсах и пёстрых майках. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, умение вести беседу и принимать гостей — всё это создаёт общее впечатление о достоинстве личности. Таким образом, этикет составляет часть культуры каждого человека в отдельности и общества в целом.

Наряду с общими существуют специфические правила поведения и общения в разных ситуациях. Так, помимо повседневного этикета есть деловой, служебный этикет. В различных коллективах могут складываться свои эталоны поведения и способы ведения дел, которые определяют корпоративную культуру и стиль данной организации. Главное в этих правилах — уважение к личности делового партнёра. Служебный этикет охватывает правила, регулирующие отношения между членами коллектива, включая и правила взаимоотношений между руководителем и подчинённым. Человеку, приходящему в новый коллектив, следует быть внимательным к нормам и традициям, которые здесь сложились.

Тот, кто хочет успешно общаться, должен научиться быть вежливым, тактичным, ненавязчивым. Важно внимательно выслушивать собеседника, не перебивать в разговоре и, прежде чем высказывать своё мнение, узнавать у него, всё ли он сказал, готов ли выслушать вас. Следует, если это уместно, использовать реплики типа: «если я вас правильно понял…», «вы считаете, что…», «вы думаете, что…», «разрешите, я подытожу…» и т. п.

Можно найти и другие слова для выражения своего отношения. Важно помнить, что сущность этикета определяется внутренней готовностью одного человека помочь другому тактично и деликатно.

Взаимоотношения между людьми тем богаче, разнообразнее, чем тоньше и полнее усвоенная ими культура общения. Соблюдение правил этикета позволяет нам чувствовать себя уверенно и свободно, испытывать интерес к процессу общения и удовлетворённость от него. Человек, владеющий культурой поведения, проявляет её везде — на работе, в семье, на отдыхе, в общественных местах и т. д.

Отрывок из книги советского писателя и публициста И. Г. Эренбурга (1891–1967) «Люди, годы, жизнь»:

«Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущённый проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник!» Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костёл или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой.

В Европе цвет траура — чёрный, в Китае — белый. Когда китаец впервые видит, как европеец или американец идёт под руку с женщиной, порой даже её целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви, в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским — ширма не позволяла войти прямо, это связано с представлением о том, что чёрт идёт напрямик; а по нашим представлениям, чёрт хитёр и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещи- цей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет — того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».

Читать далее