Отношения к другим людям и самому себе

В результате общения между людьми складываются нравственные отношения, о которых мы и поговорим.

Наверное, каждый замечал, что одни люди вызывают у нас симпатию, другие — антипатию. Одни относятся ко всем доброжелательно, другие — настороженно, третьи охотно общаются лишь с теми, кто им «выгоден», четвёртые пытаются навязать окружающим свои взгляды.

Отношение человека к людям характеризуется такими качествами, как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость или же, наоборот, низость, чёрствость, подозрительность, нетерпи мость, попустительство и т. д.

О благородстве мы говорим в том случае, когда отношение человека к людям направляется возвышенными мотивами. Оно связано с самоотверженностью, мужеством, верностью высоким идеалам. Противоположность благородству — низость, зависть и т. д.

Великодушным называют того, кто способен снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущениям других, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради окружающих. Великодушный человек придаёт особое значение человеческому достоинству людей, с которыми он общается.

Требовательность человека по отношению к другим и к самому себе нравственно оправданна в том случае, если она диктуется справедливостью и чувством долга. В противоположном случае она может переродиться в придирчивость.

Чуткость — это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам. Чутким называют того, кто тактичен, способен к сопереживанию, не допускает грубости и высокомерия.

Большое нравственное значение имеет дружба, которая сопровождается уважением к другому человеку, бескорыстием и самоотверженностью, а также общностью интересов и взаимной привязанностью.

Всё богатство нравственных отношений вбирает в себя любовь. Человек, по-настоящему любящий людей, живёт духовно богатой, вдохновенной жизнью. Стремление вызвать ответную любовь пробуждает в нём самоотверженность, великодушие, преданность, мужество и другие лучшие качества, обостряет чувство ответственности за свои действия, за благополучие и честь дорогих ему людей. Такая рождённая внутренней потребностью ответственность незаметно удерживает нас от многих эгоистических поступков, помогает при необходимости отказаться от ряда удовольствий и удобств, стать более целеустремлёнными.

Подлинная любовь всегда действенна. Она заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами другого, рождает большое желание совершенствоваться: стать умнее, красивее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит её огромная нравственная ценность. Большая любовь преображает человека, делает его чище, лучше, мудрее, сильнее. Она может перевернуть всю его жизнь. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас и самих», — писал Ф. М. Достоевский.

Отношения человека к самому себе могут выражаться в таких качествах, как скромность, достоинство либо, наоборот, тщеславие, самолюбие и др. Достоинством называют такое нравственное отношение к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности. Нельзя позволять себе того, что было бы ниже нашего достоинства. Подлинное достоинство не зависит от общественного положения или характера деятельности. Оно связано с уважением к самому себе как личности и определяется способностью на деле следовать требованиям нравственности.

С человеческим достоинством тесно связано понятие о чести. Правда, между ними есть и различие. Представление о достоинстве личности основывается на признании равенства всех людей в моральном отношении. Понятие о чести — на неодинаковой оценке людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественном мнении представления о нравственном облике того или иного индивида. Человек должен оправдывать положительную репутацию, иначе ему угрожает бесчестие.

Оценивая себя, можно как завышать, так и занижать оценку, тем самым формируя у себя либо самомнение, либо комплекс неполноценности. Лишь адекватная, т. е. соответствующая действительности, оценка способствует развитию положительных индивидуальных качеств, саморазвитию и самосовершенствованию в целом.

Древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) рассказал такой миф: души людей после смерти получают новое воплощение в соответствии с теми качествами, которые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, превращаются в ослов и свиней. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие и хищничество, превращаются в волков, ястребов и коршунов. А каков же будет удел людей моральных — рассудительных и справедливых? Они, вероятнее всего, вновь станут людьми. В любом случае они окажутся в мирном и общительном окружении.

Читать далее