Переходный период (с 1990 г.)

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

Для переходного периода характерны следующие тенденции:

  • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
  • формирование туристского рынка на основе новых законов;
  • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;
  • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры — поездки с целью оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение языка и т. д.);
  • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
  • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
  • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

В 2000 г. развитие туризма в РФ характеризовалось следующими направлениями:

  • дальнейшее развитие туристского рынка;
  • совершенствование соответствующей законодательной базы;
  • освоение новых технологий в гостиничном бизнесе;
  • разработка новых видов туристского продукта;
  • использование компьютерных систем бронирования и резервирования;
  • развитие образовательной и научной базы туризма;
  • создание российских туристских обществ;
  • появление монопольных структур на российском туристском рынке;
  • совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами;
  • активизация продвижения туристского продукта на рынке.

Читать далее