Направленность программ туризма и обменов

Туристская деятельность предоставляет большие возможности для проявления общественной инициативы, самодеятельности населения. Изменения в характере труда (уменьшение доли ручного, монотонного и малоквалифицированного труда, интенсификация и рост его производительности) не только ведут к росту массива свободного времени, но и ставят перед всей сферой досуга и его организаторами новые проблемы в социальной политике. Массив этого времени — благодатное поле, способное выполнять для всего общества, трудовых коллективов и для каждого из его членов ряд функций по сохранению и восстановлению трудового потенциала и здоровья, духовному, культурному, нравственному и физическому развитию, а также по восстановлению экологической структуры.

За последние десятилетия рабочая неделя сократилась более чем на 18 часов. Сейчас ее продолжительность в среднем у рабочих и служащих составляет 40 часов. Продолжительность отпусков у большинства категорий трудящихся составляет 30 календарных дней. Возрастание значения свободного времени требует его учета как одного из важнейших критериев общественного производства и развития.

Необходимо предусматривать: взаимосвязанное развитие различных форм организации физической культуры, спорта и туризма в сфере производства, по месту жительства; совершенствование материальной базы; эффективное использование спортивных сооружений; производство и обеспечение населения спортинвентарем, туристским оборудованием; подготовку кадров тренеров, методистов, экскурсоводов.

Сфера организации отдыха в нашей стране должна превратиться в крупный хозяйственный комплекс с развитой материально-технической базой. Более того, эта сфера, безусловно, будет выступать как база, формирующая вокруг себя специфический хозяйственный комплекс. Туристская деятельность окажет серьезное влияние на функционирование транспорта, энергетику, производство товаров народного потребления; будет способствовать переустройству работы торговли, связи, коммунальных служб, учреждений культуры, здравоохранения и т. д.

Помимо этого, интенсифицируя туристскую деятельность, необходимо принять практические меры к преодолению негативных тенденций, сложившихся в туризме и обменах в 90-е гг. XX в. Они были вызваны:

  • неравномерностью территориального и видового развития туризма и обменов, а следовательно, недостаточно последовательным и неравномерным участием в нем различных социальных и туристских организаций;
  • малоэффективным использованием действующего фонда размещения;
  • медленными темпами ввода в эксплуатацию новых объектов и недостаточностью внимания к реконструкции, модернизации, повышению комфортабельности действующей туристской производственной базы, строительство которой было осуществлено в 50–80-е гг.;
  • несовершенной сетью транспортных и экскурсионных услуг, хозрасчетных туристских мероприятий, туристского проката, продажи туристских товаров и сувениров, услуг учреждений культуры и спорта через туризм;
  • резким отставанием в развитии посреднической деятельности туристских организаций и сбытовой сети;
  • неэффективностью сложившихся к 90-м гг. методов планирования и хозяйствования
  • потребностями в более высоком уровне организации и управления туризмом.

Принципиальные установки в области туризма, экскурсий и отдыха — повышение ответственности туристских организаций, их структурных подразделений за выполнение конкретных программ по развитию сферы туристских услуг, обеспечение их доступности для потребителей с различным уровнем материальной обеспеченности. В то же время нецелесообразно учитывать дальнейшее развитие выплат и льгот на нужды, которые ранее составляли жизненные права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, жилище, образование, пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества. И все-таки оказание населению услуг, проявляющихся в качестве материальной гарантии их социальных прав, тесно связано с потребностью удовлетворения растущих запросов и интересов в создании разветвленной и эффективно работающей системы платных услуг.

Дальнейшее развитие туризма должно строиться на следующих практических действиях и мерах социально-экономического характера:

  • усилении туристско-экскурсионной деятельности среди всех групп и слоев трудящихся, военнослужащих, учащейся молодежи, ветеранов и интеллигенции;
  • повышении качества туристских услуг;
  • изменении организации и управления туристско-экскурсионной работой;
  • развитии материальной базы национального туризма;
  • широком использовании культурно-познавательного туризма с целью рациональной организации свободного времени, укрепления здоровья граждан;
  • улучшении содержания программ туризма и обменов;
  • повышении внимания к подбору и воспитанию кадров профессиональных организаторов, персонала и работников туризма;
  • разработке перспективных схем развития туризма, экскурсий, обменов и отдыха как на социальном, так и на государственно-территориальном уровне.

В то же время необходимо направить усилия на развитие содержания туристско-экскурсионной сферы по месту жительства, работы и учебы населения.

Обеспечение доступности и массовости туристско-экскурсионных свобод граждан должно предусматривать:

  • улучшение качества туристских услуг;
  • повышение уровня культуры;
  • внедрение прогрессивных форм, методов и технологий обслуживания;
  • организацию новых видов услуг;
  • преодоление различий в обеспеченности туристско-экскурсионными услугами населения в больших и малых городах;
  • увеличение объемов туристского обслуживания для тружеников села;
  • рациональное размещение сети туристских предприятий, учреждений экскурсий и отдыха, приближение их к месту трудовой деятельности, учебы и жительства людей;
  • обеспечение работы этих предприятий в удобное для местного населения время;
  • доступность основных видов туризма, экскурсий и обменов для всех групп населения;
  • изучение спроса и особенностей формирования потребностей населения по основным видам туристско-экскурсионных услуг;
  • расширение обменов и экскурсий за счет улучшения использования действующей материальной туристской базы;
  • повышение эффективности капитальных вложений;
  • направление капитальных вложений преимущественно на техническую реконструкцию, модернизацию и улучшение туристской инфраструктуры (повышение комфортности, обустройство рекреационных зон, инженерных зон и коммуникаций и др.).

Предстоит обеспечить дальнейшее развитие туризма за счет реконструкции и расширения собственной материальной базы с привлечением в этих целях ресурсов других отраслей хозяйства и зарубежных инвесторов; осуществить строительство туристских гостиниц, баз, кемпингов, автотранспортных предприятий, канатных пассажирских дорог, ресторанов, кафе, столовых, магазинов и других предприятий торговли и питания, бытового и коммунального обслуживания, ввод в эксплуатацию жилых домов, детских садов и яслей для нужд обслуживающего персонала.

Этой же цели должны служить:

  • рациональное использование основных фондов за счет продления сезона эксплуатации туристских объектов, внедрения прогрессивных форм обслуживания населения;
  • широкий прокат туристского и спортивного инвентаря, прицепов-дач к легковым автомобилям для автотуристов, велосипедов и лодок;
  • обучение туристов навыкам и умению заниматься разнообразными видами туризма и спорта;
  • создание условий для расширения туристского отдыха родителей с детьми;
  • развитие сети туристских маршрутов с активными способами передвижения, пешеходного, горного, велосипедного, конного, водного, лыжного и других видов туризма;
  • использование туризма, обменов и экскурсий в учебно-воспитательном процессе при изучении истории, природы и культуры родного край для профессиональной ориентации учащихся.

В новых условиях повышается роль местных органов власти. Они постоянно уделяют внимание вопросам туристско-экскурсионной деятельности, нуждам туристских организаций. Отводятся земельные участки в соответствии с перспективными схемами развития туризма под строительство и реконструкцию туристских объектов в местах, наиболее благоприятных для отдыха и занятий туризмом, помещения для размещения туристских предприятий, учреждений, клубов, пунктов проката туристского инвентаря и снаряжения, торговли и сувенирного обслуживания туристов на автотрассах и в туристских центрах и т. д.

Улучшению культуры обслуживания отвечают: совместные усилия туристских организаций и учреждений культуры по значительному увеличению числа музеев, картинных галерей и выставок, включаемых в маршруты и объекты посещения; усиление работы по восстановлению памятников истории и культуры; широкое использование услуг театрально-зрелищных предприятий; направление в туристско-экскурсионные организации и на пассажирские суда культработников, библиотекарей, артистов и музыкантов.

Повышению качества и расширению сферы туристско-экскурсионного обслуживания должны способствовать: налаживание выпуска сборных деревянных домов, специальной туристской мебели, буксировочных горнолыжных подъемников, рекламно-информационной литературы и сувениров; поставка дополнительного числа автобусов и другой необходимой техники, инвентаря и оборудования.

Групповой характер туризма имеет самое непосредственное отношение к такой актуальной проблеме, как охрана окружающей среды. Коллективные поездки укрепляют контакты человека с природой, развивают у туристов чувство бережного отношения к ней.

Для российского туризма начала XXI в. ставится задача четкого определения функций организаций, занимающихся защитой и развитием исторического, культурного и природного наследия в целях развития отрасли и прежде всего деятельности некоммерческих культурных ассоциаций и различных фондов.

При этом можно выделить оптимальные формы помощи и участия непосредственно туристских организаций и объединений. Это принятие стандартных мер по определению ресурсов культурного туризма; обеспечение лучшей координации в сочетании с деятельностью различных культурных организаций в плане использования исторического, культурного и природного наследия в целях туристского развития с помощью соответствующих мер по планированию; законодательная регламентация; выделение для этих целей необходимых финансовых средств; содействие всем формам сотрудничества на основе двусторонних и многосторонних культурных туристских программ для обеспечения интеграции на субрегиональном, региональном и мировом уровнях.

Читать далее