Виды услуг и программа обслуживания

Основными видами услуг, входящими почти в любую туристскую программу обслуживания, являются:

  • проживание;
  • досугово-развлекательные услуги;
  • питание;
  • спортивные программы;
  • экскурсионное обслуживание;
  • курортные услуги;
  • транспортные услуги;
  • бытовые услуги и др.

Из комплекса этих услуг формируется программа обслуживания туристов.

С точки зрения программного обслуживания туристские программы — это всегда тематическая направленность. В зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, который зависит от цели путешествия и уровня заказанной комфортности. При этом программа состоит из основных услуг, соответствующих цели путешествия, а также услуг, дополняющих и сопутствующих.

Подход к туристскому программированию условно включает такие необходимые составляющие, как качество, оптимальность и психологическая подготовка их восприятия.

Программный туризм — это предоставление туристам нормативно заданного объема услуг, оптимально соответствующего типу потребителя и цели путешествия, гарантирующего содержательную деятельность в соответствии с рекреационными потребностями.

Данное определение включает три основных принципа:

  1. ориентацию на активную и содержательную деятельность туристов;
  2. учет индивидуальных потребностей каждого туриста;
  3. гарантию запланированного уровня и объема услуг, обслуживание по научно обоснованным нормам и стандартам, о которых потребитель информируется не позднее стадии реализации своего заказа или приобретения путевки.

Для успешного внедрения программного обслуживания в туризме необходимо следующее:

  • специальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации туристских кадров;
  • разработка типовых сценариев и циклов рекреационных занятий;
  • активное развитие туристской инфраструктуры;
  • государственная поддержка частных предпринимателей;
  • гарантия защиты прав потребителей;
  • организация системы реализации запроса таким образом, чтобы потребитель мог участвовать в конструировании программы собственного отдыха;
  • дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения, связанных общностью социально-психологических признаков и интересов;
  • специализация туристских предприятий по отдельным видам программ обслуживания.

В числе параметров для дифференциации программ туристского отдыха и путешествий могут быть выделены:

  • основные виды рекреационной деятельности (рекреационные занятия, циклы и системы занятий);
  • основные группы населения, на которые рассчитаны программы;
  • степень ориентации и зависимости от материально-технической базы, рекреационных ресурсов и туристской инфраструктуры;
  • пространственно-временная локализация, социально-функциональная направленность (оздоровление, общение, познание и др.).

Эти и другие параметры могут быть использованы для построения программы туристского обслуживания и конструирования программ.

Программное движение в туризме в значительной степени изменчиво по содержанию и зависит от таких непредсказуемых движений, как мода, увлечения, устаревание и потеря интереса. Поэтому с течением времени появляются новые виды программ и исчезают некоторые прежние. Задача менеджеров — отслеживать и вовремя реагировать на происходящие изменения спроса и потребностей.

Читать далее